Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей

Материалы контрольной также могут найти применение в учебном процессе при чтении курсов лекций по семейному и гражданскому процессуальном праву, специальных учебных курсов, освещающих проблемы защиты прав и интересов детей и их родителей.

Отдельные рекомендации могут быть учтены органами опеки и попечительства, судами и применяться при разрешении разногласий и споров соответственно.

2.                 Понятие и особенности родительского правоотношения


Эта глава посвящена основным теоретическим проблемам определения понятия и правовых признаков отношений, возникающих между родителями и детьми, понятия родительского правоотношения, его содержания и структуры.

Правоотношения между родителями и детьми занимают основную нишу в сфере семейных правоотношений. Однако, несмотря на это единого мнения по вопросу понятия и содержания родительского правоотношения в науке не существует.

Исследование понятия «родительское правоотношение» объективно необходимо начинать с выявления и характеристики юридических фактов, которые порождают такое правоотношение. В соответствии с законом основанием возникновения соответствующих правоотношений является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст.47 СК РФ). Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которой основанием возникновения родительских прав и обязанностей является сложный юридико-фактический состав, включающий в себя факт происхождения ребенка от конкретных мужчины и женщины и государственную регистрацию рождения ребенка.

В настоящее время существуют объективные предпосылки для признания в качестве основания возникновения родительского правоотношения не только генетического (биологического) родительства, но и так называемого социального родительства.

Анализ положений современного семейного законодательства свидетельствует о приоритете именно социального родительства, наиболее ярким проявлением которого является правило о записи женщины, выносившей и родившей чужого ей ребенка, в качестве его матери (ч.2 п.4 ст.51 СК РФ).

По моему мнению, реализация данных и аналогичных по сути правовых предписаний (ч.1 п.4 ст.51 СК РФ) исключает использование понятия «происхождение» при характеристике соответствующих отношений. Смысловую нагрузку указанного понятия составляют признаки, подчеркивающие наличие генетической связи, а не только свидетельствующие о факте рождения как физиологическом акте, что имеет место при рождении ребенка суррогатной матерью.

Представляется, что с целью формирования единообразного подхода к определению оснований возникновения родительских прав и обязанностей необходимо ст. 47 СК РФ изложить в следующей редакции: « Права и обязанности родителей и детей основываются на государственной регистрации рождения ребенка и записи родителей».

Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает: отношения по материальному содержанию детей; отношения, связанные с воспитанием и образованием детей; а также иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.

Специфика правоотношения такого рода проявляется в том, что его субъекты приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение.

В данной работе я проанализировала научную дискуссию по вопросу о характере родительского правоотношения – абсолютное или относительное это правоотношение, исходя из особенностей соотношения прав и обязанностей родителей и детей. Я также считаю необходимым учитывать правоотношения по воспитанию детей, которые складываются между родителями и третьими лицами.

К особенностям родительских правоотношений в науке семейного права относятся: срочный характер, особый субъектный состав, равенство прав и обязанностей родителей, тождество родительских прав и обязанностей, применение особых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей и т.д. В рамках настоящей работы хочу предложить новый взгляд на каждый из указанных признаков, что позволяет однозначность некоторых из них поставить под сомнение. В частности, традиционно продолжительность родительского правоотношения определяется достижением ребенком возраста совершеннолетия или фактом признания его полностью дееспособным до достижения совершеннолетия. Поскольку семейное законодательство в отдельных случаях регулирует отношения между родителями и совершеннолетними детьми, есть все основания утверждать, что родительское правоотношение не прекращается при достижении ребенком возраста восемнадцати лет или при признании его полностью дееспособным. Наступление указанных юридических фактов является основанием лишь для изменения объема родительских прав и обязанностей, но не для полного их прекращения.

По моему мнению, теоретическая значимость характеристики выявленных признаков родительского правоотношения определяет и специфику осуществления и защиты родительских прав.

3.                 Эволюция правоотношений между родителями и детьми в советский и российский периоды развития семейного законодательства


В данном параграфе я постаралась представить краткий историко-сравнительный анализ положений отечественных кодексов, регулировавших отношения между родителями и детьми, а также ныне действующего кодекса.

Начало формирования новых принципов регулирования отношений по воспитанию детей в семье было положено первыми Декретами советской власти. В частности, из механизма правового регулирования отношений между родителями и детьми было исключено понятие «родительская власть», провозглашалось, что родители и дети обладают взаимными правами и обязанностями.

Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г. ввел в оборот понятие «родительские права», которые должны были осуществляться исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Таким образом, цель - признание прав и интересов детей в отношениях с родителями, провозглашенная при отмене института родительской власти, была достигнута. Однако теперь поведение родителей было поставлено в исключительную зависимость от интересов детей.

В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. концепция отношений родителей и детей осталась неизменной – права и обязанности принадлежали исключительно родителям, ребенок воспринимался более как «объект» воздействия родителей и иных лиц. Следует отметить, что отныне не предусматривалась такая обязанность родителей как забота о личности ребенка. Вместе с этим было дополнено содержание одной из обязанностей родителей: теперь речь шла о подготовке ребенка к общественно-полезной, а не просто «полезной», как это было раньше, деятельности. Данный Кодекс сохранял в целом прежними правила в части осуществления родительских прав и обязанностей. Тем не менее, продолжал прогрессировать принцип исключительного приоритета интересов детей, права родителей в сфере воспитания детей определялись государственной политикой, при малейшем подозрении на ненадлежащее поведение родителей ребенок передавался на воспитание в государственное учреждение. Таким образом, правовое регулирование отношений между родителями и детьми на данном этапе отражало приоритет общественного воспитания детей перед семейным, приоритет государственной заботы о детях перед родительской, что было завуалировано в законе формулой «исключительно в интересах детей».

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу, при этом существенно расширилось содержание родительских обязанностей.

Новеллами Семейного кодекса РФ 1996 г. в регулировании родительских правоотношений является закрепление приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, установление общей нормы об осуществлении родительских прав.

Хотелось бы подчеркнуть, что в задачи исследования не входила полная характеристика отечественного семейного законодательства в сфере отношений между родителями и детьми. Внимания заслуживают тенденции в регулировании отдельных отношений в сфере осуществления родительских прав: установление отцовства и материнства; определение перечня родительских прав и обязанностей, прав детей; установление оснований и форм ответственности родителей. Безусловно, исторический опыт должен быть учтен, любые явления современности могут быть правильно оценены только сквозь призму эволюции.


4.                 Виды родительских правоотношений


В этом параграфе я хочу предложить разработанную мной научную классификацию видов правоотношений между родителями и детьми по критериям объективного и субъективного характера.

По моему мнению, данная классификация имеет теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет теоретически обосновать особенности осуществления и защиты родительских прав, проявляющиеся в практической плоскости.

Классификация видов родительских правоотношений проведена по нескольким критериям.

В зависимости от наличия брака между родителями ребенка различаются правоотношения между родителями-супругами и родителя, не состоящими в браке между собой. Проведенное мной исследование позволило сделать новые выводы о влиянии факта регистрации брака между родителями на содержание способов осуществления и защиты родительских прав. В частности, при расторжении брака родителей на суд возлагается обязанность решить вопрос о месте жительства несовершеннолетних (ст. 24 СК РФ), что одновременно обеспечивает право родителя на общение с ребенком; супруг (бывший супруг), который воспитывает ребенка, имеет право требовать выплаты алиментов на свое содержание в случаях и порядке, предусмотренных законом (ст. 89, 90 СК РФ); учитывая интересы несовершеннолетних детей, суд вправе отступить от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ) и т.п.

Совместное или раздельное проживание ребенка с родителями является основанием для выделения двух видов соответствующих правоотношений. Теоретически родители имеют равные права и обязанности в отношении своего ребенка. Практически этот паритет существует только в благополучном браке, когда родители совместно проживают друг с другом. Расторжение брака, фактическое раздельное проживание или рождение ребенка вне брака влекут возможность перераспределения прав и обязанностей между родителями. Хотелось бы отметить, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, сохраняет полный комплекс родительских прав и обязанностей, изменяются лишь способы и формы их осуществления. Кроме того, проживание отдельно от ребенка обуславливает применение таким родителем особых способов защиты своих родительских прав.

Возраст родителей также выступает критерием в классификации родительских правоотношений. Следует учитывать, что возможность реализации репродуктивных прав и возможность приобретения родительских прав представляют собой самостоятельные категории. Ныне действующий СК РФ впервые предусмотрел нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних родителей и порядок осуществления ими своих родительских прав.

Анализ соответствующих семейно-правовых норм позволил выявить особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями, состоящими и не состоящими в браке, эмансипированными и не эмансипированными, достигшими возраста 16 лет и не достигшими и т.д. Для характеристики содержания родительских правоотношений с участием несовершеннолетних родителей были использованы результаты имеющихся в науке семейного права исследований. Однако в рамках настоящей работы отмечается и соотношение двух родительских правоотношений, в одном из которых несовершеннолетний – ребенок, а в другом – родитель.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты