Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Создание согласительных, координационных, консультационных, совещательных временных и постоянных рабочих групп и комиссий для совместной разработки и реализации планов и программ.

Таким образом, местное самоуправление и государственная власть реализуют свое социальное назначение. Во взаимоотношениях между государственной и муниципальной властью основная задача государственной власти заключается в установлении правовых основ организации местного самоуправления. Все остальные виды регулирующего воздействия государственной власти на местное самоуправление являются необязательными. При этом государство не теряет возможности косвенно, путем влияния на других участников социальных взаимоотношений, оказывать свое управляющее воздействие. Чаще всего оно даже более эффективно, чем прямое администрирование.

Осуществление надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законодательства осуществляют различные государственные органы, в первую очередь - прокуратура. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законности в отдельных сферах могут осуществлять и другие государственные органы.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями — это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления. Рассмотрим подробнее особенности и проблемы этой формы организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.


Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

2.1 Наделение полномочиями: сущность, формы, принципы


В процессе осуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. Этот вопрос решается путем наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.

Реализация органами местного самоуправления полномочий государства имеет под собой определенные исторические основы. В России органы местного самоуправления всегда исполняли некоторый объем государственных полномочий и государственных обязанностей. Так, к ведению земских учреждений согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от января 1864г. подлежали раскладка государственных денежных сборов, исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, участие в делах почтовой повинности и другие дела, которые вверялись на основании особых уставов, положений или постановлений.1

В мировой практике существуют два основных способа пре доставления полномочий органам местного самоуправления. Для стран англосаксонской системы характерен принцип «позитивного регулирования» Данный принцип закрепляет за муниципальными органами право осуществлять лишь те полномочия, которые прямо закрепил закон. Действия, непосредственно не предусмотренные законом, могут быть признаны совершенными с превышением полномочий и отменены. Страны континентального права опираются на противоположный принцип «негативного регулирования», в соответствии с которым местные органы могут осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции иных органов.

В современной теории муниципального управления предусматривается две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий.1 Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий. Делегирование полномочий — это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственным и полномочиями закрепляется в Конституции. В соответствии с ней в компетенцию органов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством. До сих пор на федеральном уровне вопрос о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. Закреплялось только, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться с передачей денежных средств, необходимых для их осуществления.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом: федеральным и региональным. Закон также содержит перечень требований, предъявляемых к законам о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:1

1.      вид или наименование муниципального образования;

2.      перечень прав и обязанностей ОМСУ, а также прав и обязанностей ОГВ при осуществлении соответствующих полномочий;

3.      способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственных бюджетов для осуществления переданных полномочий;

4.      перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных переданных государственных полномочий;

5.      порядок отчетности ОМСУ об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6.      порядок осуществления ОГВ контроля за осуществлением отдельных переданных государственных полномочий;

7.      условия и порядок прекращения осуществления ОМСУ переданных им отдельных государственных полномочий.

Если в законе о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями о сроке наделения ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, то следует понимать, что полномочия передаются бессрочно. Если полномочие входит в перечень вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, то оно является муниципальным, в противном случае это государственное полномочие, которое требует отдельного финансирования.

Наиболее часто на практике органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления полномочия в следующих областях:1

1.      государственной регистрации актов гражданского состояния;

2.      лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3.      лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

4.      лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

5.      назначения и выплаты компенсационных выплат;

6.      ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

7.      медико-социальной экспертизы;

8.      установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

9.      порядка пользования отдельными природными ресурсами;

10. формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов и т. д.

Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления допустима в тех случаях, когда последние способны более эффективно их реализовать. В законах субъектов РФ чаще всего указывают следующие основания прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий:1

1.      истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;

2.      признание ОГВ субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий ОМСУ, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения ОМСУ отдельных государственных полномочий;

3.      невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;

4.      систематическое нарушение законодательства ОМСУ при реализации переданных государственных полномочий;

5.      неоднократные обращения и жалобы физических и юридических лиц на ненадлежащее осуществление ОМСУ переданных государственных полномочий;

6.      принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;

7.      отказ ОМСУ от дальнейшей реализации полномочий2.

Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основе следующих принципов:

1.      осуществление данной процедуры только посредством закона;

2.      соразмерность передаваемых государственных полномочий возможностям муниципального образования;

3.      материально-финансовая обеспеченность передаваемых государственных полномочий;

4.  контроль со стороны государства за осуществлением ОМСУ отдельных переданных государственных полномочий.

Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволяет решить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и для региона, государства в целом:1

1.      содействие децентрализации государственной власти, развитию самоуправленческих начал в жизни общества;

2.      обеспечение участия народа в осуществлении властных полномочий и отношений;

3.      повышение эффективного реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан;

4.      осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, процессами принятия и осуществления управленческих решений, реализации задач местного значения;

5.      создание рычагов более гибкого реагирования на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.

2.2 Проблемы наделения полномочиями

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты