Проблемы пенсионного обеспечения в РФ
В последнии года, а в 1992-93 в оссобенности, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.
Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.
Основным источником пенсионного законадательства остается Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года «Огосударственных пенсиях в РСФСР», претерпевший за время своего дествия многочисленные изменения и дополнения.
12 февраля 1993 года был принят закон РФ «О пенсинсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», который вступил в силу с 1 февраля 1993 года. С этой даты на территории РФ не применяется закон СССР от 28 апреля 1990 года « О пенсионном обеспечении военнослужащих».
При разработке нового российского закона о пенсиях военнослужащих были учтены формулировки и нормы закона от 20.11.90 года, в нем неоднократно даются отсылки к названному закону ( нарпимер: ст.2, ст.7, ст.10, ст.51, и др.)
21 мая 1993 года был принят закон РФ « О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходувших службу по призыву», который содержит новые положения в отношении названной социальной группы.
Оссобенности пенсионного обеспечения военнослужащих обусловлены специфичностью данного вида деятельности, особой ее опасностью. Лица осуществляющие такой вид деятельности, обладают статусом военнослужащих, т.е. совокупностью прав и свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих установленное законодательством и гарантированное государством.
Оссобенности правового статуса военнослужащих в обществе определяется возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью бесприкословного выполнения поставленных задач в любых условиях в том числе с риском для жизни.
Военнослужащие проходят военную службу в военских частях, на кораблях, в учереждениях, организациях, в военских образовательных учереждениях профессионального образования. К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учереждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту;
сержанты, старшины, солдаты и матросы проходившие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учереждений профессионального обучения до заключения контракта.
Лица осуществляющим военную службу, выдаются документы, удостоверяющие их личность, гражданство и правовое положение военнослужащего. Так, военнослужащие имеют право на хранение, ношение применение и использование оружия.
Ограничения, обусловленные особенностями военной службы,некоторых общегражданских прав и свобод, установленные действующим законодательством,компенсируются военнослужащим повышенными льготами.
Надо отметить, что на граждан РФ,призванных на военную сборы, также распространяется статус военнослужащих.
Ст.1 Закона определяет круг лиц на которых распространяется действие Закона от 12.02.93
Как и Закон от 20.11.90 года, настоящий закон устанавливает,что пенсионное обеспечение лиц, проживающие на территории РФ, которые походили военную службу в других государствах, осуществляется в порядке, пердусмотренном заключенными с этими государствами договорами.
Закон предусматривает и те категории граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется или может осуществляться на основании, установленным законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»(ст.2). Так, граждане проживающие в РФ и имеющие право на пенсию по закону от 12.02.93 года, по их желанию пенсия может назначаться по закону от 20.11.93г. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительная срочная военная служба) и семей этих лиц осуществляется только в соответствии с законом от 20.11.90 года. Лишь на основаниях установленных названным законом назначается также пенсия бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, лишенных военских или специальных званий в установленном законом порядке, и их семьям.
В отличие от закона от 20.11.90 года, которые устанавливает пять видов пенсий: по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, а также социальную пенсию, закон от 11.02.93 года предусматривает только три вида пенсий, что обусловленно спецификой данной деятельности: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору с учетом исключений, установленных законом от 20.11.90г. Такое исключение предусмотренно для граждан, ставшими инвалидами в следствии военной травмы, УВОВ, ставшими инвалидами в следствии общего заболевания или другой причины и вдовам военнослужащих погибших в период ВОВ и не вступившие в новый брак (ст.5).Таким образом, если у инвалида в следствии военной травмы, имеющего право на пенсию по закону от 12.02.93 г., достаточно требуемой выслуги лет и он хочет получать пенсию за выслугу лет одновременно с пенсией по инвалидности, он может это сделать, только перейдя на пенсию по инвалидности по закону от 20.11.90 года. Если же речь идет о пенсии за выслугу лет в соответствии с законом от 12.02.93 года, то она одновременно с пенсией по инвалидности не назначается, однако закон устанавливает правила, которые с достаточным основанием можно отнести к назначению двух пенсий. Инвалиду в следствии военной травмы пенсия за выслугу лет повышается в связи с инвалидностью, т.к. Закон от 12.02.93 года не предусматривает получения двух пенсий одновременно. Исключение составляют жены погибших в период ВОВ.
Статья 16 закона от 12.02.93 года предусматривает увеличение размера пенсии за выслугу лет некоторым категориям инвалидов.
Прямо предусмотрена возможность поллучения двух пенсий ст.3 Закона от 21 мая 1993 года: пенсия по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия, а также пенсия по случаю потери кормильца, назначаемой по условиям и нормам этого закона.
Ст.45 Закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает следующие составы военнослужащих и военских званий в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности:
Составы
Военские звания
военнослужащих
войсковые
корабельные
Солдаты и
матросы
рядовой (курсант)
ефрейтор
матрос (курсант)
старший матрос
Сержанты и
старшины
младший сержант
сержант
старший сержант
старшина
старшина второй статьи
старшина первой статьи
главный старшина
главный корабельный
старшина
Прапоршики и
мичманы
прапорщик
старший прапоршик
мичман
старший мичман
Офицеры:
младшие
старшие
высшие
младший лейенант
лейтенант
старший лейтенант
капитан
майор
подполковник
полковник
генерал-майор
генерал-лейтенант
генерал-полковник
генерал армии
младший лейтенант
лейтенант
старший лейтенант
капитан-лейтенант
капитан третьего ранга
капитан второго ранга
капитан первого ранга
контр-адмирал
вице-адмирал
адмирал
адмирал флота
Маршал Российской Федерации
В зависимости от звания и пола для военнослужащего устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе, так для
имеющего военское звание Маршала РФ, генерала армии, генерал-полковника или им равное,- 60 лет;
имеющего военское звание генерал-лейтенанта, генерал-майора или им равное,- 55 лет;
имеющего военское звание полковника или ему равное,- 50 лет;
имеющего иное военское звание,- 45 лет.
Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего женского пола устанавливается в соответствии с выше перечисленным, но не более 50 лет.
С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, перечень которых указан в Положении о порядке прохождения военной службы, может быть заключено до пяти годичных контрактов, что отодвигает возможность назначения им пенсии за выслугу лет, но дает основания для увеличения пенсии за более длительный период военной службы.
Право на пенсию за выслугу лет по Закону от 12.02.93 года приобретают: лица имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе (на службе в органах внутренних дел) до 20 лет и более (п.а ст.13). При наличии выслуги лет требуемой продолжительности пенсия может быть назначена независимо от возраста на день увольнения со службы. Так, при льготном исчислении сроков выслуги право на пенсию может быть приобретено в возрасте 35 лет и даже раньше.
В сравнении с Законом от 20.11.90 года требуемая продолжительность стажа зависит от пола лица которому назначается пенсия (например, женщинам работающим по списку 1 требуемая ОТС - 15 лет, СТС - 7 лет 6 месяцев, а для мужчин - ОТС - 20 лет, СТС - 10 лет).
- лицам уволенным со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе либо по состоянию здоровья, либо в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, если на день увольнения они достигли 45 лет имеют ОТС не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба и/или служба в органах внутренних дел (п.б ст.13).
Лицам уволенным со службы по иным основаниям, а также не достигшим на день увольнения 45 лет, пенсия при неполной выслуге не может быть назначена.
Страницы: 1, 2