Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что распространенным, прочно вошедшим в деловую практику явлением стало удовлетворение потребителем своих законных требований в досудебном порядке в случае оказания некачественной услуги, в том числе требований потребителей о расторжении договора оказания услуги.
Наиболее слабым звеном в потребительском законодательстве России остается законодательство в сфере безопасности и качества услуг. Значителен объем нарушений в этой сфере и числа лиц, привлекаемых к гражданской ответственности. Меры, принимаемые органами исполнительной власти по недопущению проникновения на потребительский рынок опасных услуг, не носят исчерпывающий характер. Вместе с тем, только увеличение числа проверок, проводимых различными органами, не обеспечивает должной отдачи (до сих пор со страниц газет не сходят объявления по поводу оказания всевозможных оккультных услуг, сомнительных образовательных и медицинских услуг).
Трудноразрешимой проблемой, по-прежнему, остается исполнение судебных решений. Основными причинами неисполнения решений судов являются отсутствие денежных средств на счетах ответчиков, ликвидация и банкротство должников, их исчезновение. Недостаточно принимаются. меры по обеспечению исков.
Например: В марте 1995 г. городской суд взыскал с завода "Тиконд " 15 млн рублей в порядке компенсации за моральный вред, причиненный группе потребителей в результате неподачи тепла в течение отопительного сезона 1994—1995гг. До сих пор данное решение суда не исполнено1.
В настоящее время приняты Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", которые введены в действие с 1 января 1998 г. Указанные законы предусматривают коренное реформирование системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также сам порядок исполнения. Введен институт судебных приставов, наделены значительным объемом полномочий по принудительному исполнению судебных решений. Применение этих актов позволит улучшить судопроизводство и по потребительским делам.
Но самое главное, в гражданской ответственности так это то, что законодательство предоставило достаточно возможностей потребителю для защиты своих собственных прав и интересов (в случае, например, оказания услуги с недостатками, непредоставление информации об услуге, просрочки оказания услуги др.). Порой достаточно потребителю самому, зная закон, защитить себя не прибегая к помощи компетентных органов. Единственное требование — это знание своих прав. И в этой связи систематическая работа по информированию и образованию населения в сфере потребительской политики должна стать одним из основных направлений деятельности всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей. Так как именно знание Закона РФ "О защите прав потребителей", в большинстве случаев, способствует охране прав потребителей, а в иных случаях привлечению к ответственности виновных лиц.
§2. Иные виды защиты.
Законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность за нарушение прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыскании неустойки и убытков, компенсации морального вреда судом при активной деятельности самого потребителя, чьё право нарушено. Административно-правовая ответственность и уголовно - правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предписаний различного рода на правонарушителей-граждан и юридических лиц, привлечение граждан к уголовной ответственности.
Механизмы административно-правовой и уголовно-правовой ответственности являются еще одними способами защиты прав потребителей.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в этом своем качестве она сохраняет все. основные признаки общего понятия юридической ответственности: она наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушение, связана с общественным и государственным осуждением (порицанием) поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий.
КоАП РСФСР 1984 г. (в действующей редакции) предусматривает различные составы административных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и пр., за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2244 КоАП РСФСР органом, который вправе рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства и который осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) (п.1 ст. 40 Закона). Статья 2244 КоАП РСФСР содержит два состава правонарушений, которые подведомственны этому органу (ст.ст. 157', 1572 КоАП РСФСР см ниже).
МАП РФ имеет 89 территориальных управлений, расположенных в областных и краевых центрах. Все они напрямую подчиняются МАП РФ, что позволяет им быть независимыми от местной власти и в случае необходимости защищать потребителей от произвола местных чиновников.
В этой области их деятельность можно подразделить на два главных направления:
1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;
2. защита прав неопределенного круга потребителей.
В первом случае действия антимонопольных органов начинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудительному удовлетворению требований потребителя, путем выдачи обязательных для исполнения предписаний (п. 1 ст. 40 Закона).
П. 1 ст. 40 Закона предусмотрена также выдача предписаний о прекращении или о приостановлении продажи товаров в случаях, если специалистами антимонопольных органов выявлены следующие нарушения:
— продажа товаров с истекшим сроком годности;
— продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;
— продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).
Предписание выносится в соответствии с принятым решением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя).
Предписание содержит указание места и времени его вынесения, наименование органа, выдавшего предписание, указание статьи закона и (или) иного правового акта Российской Федерации, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей, которая была нарушена, и в чем конкретно выражено нарушение, срок исполнения, конкретные действия, которые изготовитель (исполнитель, продавец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителей, дату представления информации об исполнении предписания.
Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного органа. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право возбуждать дело о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) согласно п.1 ст. 43 Закона может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица несут ответственность, предусмотренную КоАП РСФСР. Согласно ст. 1572 этого Кодекса, неисполнение в срок должностным лицом органа власти, управления или хозяйствующего субъекта (исполнителя, изготовителя, продавца) законных предписаний федерального антимонопольного органа, его территориального управления — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до восьми минимальных размеров оплаты труда.
Исполнители (изготовители, продавцы) в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значительная часть требований потребителей, как правило, удовлетворяется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии.
В пределах своей компетенции федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления направляют материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании; в органы прокуратуры; другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей (п.1 ст. 40 Закона). Специалисты антимонопольных органов могут привлекаться судом к участию в процессе или вступать в процесс по собственной инициативе для дачи заключения по делу и в целях защиты прав потребителей (п. 4 ст.40 Закона и ч.2 ст.42 ГПК РСФСР).
По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовители, исполнители обязаны предоставить достоверные документы, письменные или устные объяснения и иную информацию, необходимую для охраны интересов потребителей (ст. 41 Закона).
Реализуя эти полномочия, МАП России и его территориальные управления рассматривали обращения граждан, принимали меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводили проверки хозяйствующих субъектов, в том числе совместно с органами исполнительной власти всех уровней, общественными организациями потребителей, оказывали консультационную и практического помощь физическим и юридическим лицам по вопросам защиты прав потребителей, принимали участие в рассмотрении судами дел данной категории, реализовывали и другие мероприятия по обеспечению действующего потребительского законодательства.
МАП России и его территориальные управления в работе по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей стремятся добиться добровольного устранения хозяйствующими субъектами выявленных нарушений. Это позволяет наиболее оперативно и без дополнительных затрат восстановить законные права потребителей,
Происходящие в стране крупные преобразования в экономической сфере продиктовали необходимость изменения и уголовного законодательства, призванного отражать новые экономические реалии. Особенно это актуально для хозяйственных преступлений.
Уголовная ответственность — это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.
В Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г. содержится ряд статей, направленных именно на защиту прав потребителей и на привлечение к ответственности виновных лиц:
а) заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12