В курсовой работе рассматривается понятие взаимодействие в социально-педагогическом аспекте.
В социальной педагогике – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, способ самоактуализации и саморазвития участников взаимодействия. Оно, как правило, рассматривается в социальной педагогике между социальным педагогом и ребенком, между социальным педагогом и родителями или лицами их замещающими, между ребенком и семьей, между специалистом и клиентом.
В социально-педагогической литературе раскрыты отдельные аспекты сущности, содержания взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности.
Систематизация изложенного позволила прийти к следующему пониманию социально-педагогического взаимодействия – это согласованная деятельность (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения субъектов профилактики по месту жительства, интегрирующая возможности каждого из них, в преодолении проблем подростка и его семьи (объектов влияния субъектов взаимодействия), позволяющая стимулировать социализацию, духовное, нравственное, физическое развитие и обеспечивать целесообразное воспитание. Оно включает следующие компоненты: субъекты; объекты; цель; задачи; функции; принципы; функциональную (согласованную) деятельность; уровни; механизмы; результат; условия реализации.
Субъекты взаимодействия определяются средой места жительства. Здесь преимущественно реализуется обучение, осуществляются воспитание, досуг и самореализация подростков. Микросоциум места жительства – территория гражданского общества, где формируется личность ребенка (подростка), он является школой становления будущего гражданина, где закладываются основы социализации личности, охватывает то место, где живет ребенок (подросток) и его семья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности. Микросоциум места жительства может ограничиваться небольшой территорией (двор, ближайшая улица, школа и др.), а также может включать большую территорию (район, квартал, места скопления подростков и молодежи и др.). Он может быть организованным и неорганизованным.
Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.
Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.
Совместные усилия субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие. Цель и задачи взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности изложены в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.).
Изучение опыта профилактической деятельности субъектов по месту жительства позволило выявить содержание взаимодействия. Оно включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. В процессе взаимодействия реализуются широкие социальные функции (защитная; профилактическая; восстанавливающая; коррекционно-развивающая; оздоровительная; компенсаторная).
Основу эффективности взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности составляют принципы. Реализация их требования обеспечивает наиболее полную интеграцию усилий всех субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства. Изучение специфики реализации взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности, позволили выделить следующие принципы: принцип территориальности; принцип педагогизации среды; принцип открытости воспитательной среды; принцип субъектности; принцип уважения личного достоинства подростка. Представленные принципы взаимосвязаны между собой и представляют систему принципов. Она требует учета требований каждого принципа в процессе взаимодействия.
Изучение различных подходов к определению эффективности взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства позволило выявить качественные характеристики, критерии их оценки и показатели: сотрудничество основных субъектов по месту жительства в профилактической деятельности (желание участников взаимодействия к профилактике безнадзорности по месту жительства; доступность информационной базы о подростках и их семьях; заинтересованность участников взаимодействия в решении проблем безнадзорного подростка и его семьи; обмен опытом участников взаимодействия по профилактике безнадзорности); отношение к взаимодействию (отношение семьи к оказанию помощи специалистами субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства; отношение подростка к оказываемой помощи; отношение подростка к решению собственных проблем; отношение социального учреждения, специалистов к решению проблем подростка, склонного к безнадзорности и его семьи во взаимодействии с другими учреждениями профилактики безнадзорности по месту жительства); полнота реализации функций и полномочий субъектов профилактики в процессе взаимодействия (ответственность и самостоятельность в выборе форм и методов квалифицированной социальной поддержки и защиты прав безнадзорного подростка; умение разработать индивидуальную профилактическую программу, социальный проект и реализовать ее (его); профессиональная компетентность специалистов субъектов взаимодействия; повышение профессиональной культуры и мастерства специалистов учреждений профилактики безнадзорности по месту жительства).
Полученные данные были систематизированы и позволили выявить уровни взаимодействия: интеграционный, репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный.
Интеграционный уровень характеризуется успешной совместной деятельностью всех субъектов в разработке стратегии профилактической деятельности и ее реализации; системным характером профилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно решать профилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованных сторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждого субъекта к взаимодействию и достижению эффективности в совместной профилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет всех подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности.
Репродуктивно-положительный характеризуется дифференциацией усилий субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности и беспризорности по месту жительства, обеспечивающей значительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, которая строится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельным направлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственным отношением каждого субъекта к выполнению своих функциональных задач; участием в оценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет значительной части подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности.
Достаточный уровень характеризуется взаимодействием субъектов в профилактике безнадзорности по месту жительства преимущественно к подросткам «группы риска» и их семьям; профилактической деятельностью субъектов в рамках своего функционального назначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемным подросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектами профилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейся к «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними.
Недостаточный уровень характеризуется межведомственной разобщенностью по целям, задачам профилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью во взаимодействии с социальными учреждениями; отсутствием интереса к взаимодействию с другими субъектами профилактической деятельности и решению проблем подростка и его семьи; отсутствием потребности в рефлексии собственного профилактического опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактической работы с подростками[17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
1. рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
2. массовые нарушения прав детей;
3. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
4. рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;
5. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.