Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции

XIIK регулирует порядок оставления хозяйственным судом кассационной инстанции жалобы (протесты) без рассмотрения.

Хозяйственный суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу (протест) без рассмотрения, если:

– кассационная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного постановления;

– до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела в хозяйственном суде кассационной инстанции, от лица, подавшего жалобу (протест) поступило ходатайство о ее возвращении (отзыве).

Хозяйственный суд кассационной инстанции также оставляет кассационную жалобу без рассмотрения, если к ней не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов.

В определении хозяйственного суда об оставлении кассационной жалобы без рассмотрения указывается о возврате государственной пошлины из бюджета.

Определение хозяйственного суда об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения направляется лицам, участвующим в деле.

Определение хозяйственного суда об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения, кассационная жалоба (протест) может быть вновь подана в хозяйственный суд кассационной инстанции в порядке, установленном ХПК (ст. 289).

Отличие требований ст. 289 ХПК от норм ст. 288 ХПК состоит в том, что определение о возвращении жалобы (протеста) принимается судом кассационной инстанции на стадии принятия кассационной жалобы (протеста) к производству, а оставление кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения — после вынесения определения о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству.

Согласно ст. 290 ХПК кассационная жалоба (протест), поданная с соблюдением требований к ее форме и содержанию, предъявляемых ХПК, принимается к производству хозяйственным судом кассационной инстанции.

О принятии кассационной жалобы (протеста) к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы (протеста).

Определение хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции.

Статья 291 ХПК предусматривает единственное основание для прекращения производства по кассационной жалобе (протесту) — принятие хозяйственным судом кассационной инстанции отказа от кассационной жалобы (протеста). Отказ от жалобы (протеста) возможен в тобой момент до принятия судебного постановления по этой жалобе (протесту).

Суд кассационной инстанции вправе отклонить отказ от кассационной жалобы (протеста), если будет установлено, что отказ заявителя от кассационной жалобы (протеста) противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц. В этом случае хозяйственный суд кассационной инстанции выносит мотивированное определение об отклонении отказа от кассационной жалобы (протеста) и продолжает рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу.

В определении хозяйственного суда о прекращении производства по кассационной жалобе указывается о возврате государственной пошлины из бюджета.

Определение хозяйственного суда о прекращении производства по кассационной жалобе (протесту) направляется лицам, участвующим в деле.

Определение хозяйственного суда о прекращении производства по кассационной жалобе (протесту) может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

В случае прекращения производства по кассационной жалобе (протесту) повторная подача тем же лицом в хозяйственный суд кассационной жалобы (протеста) не допускается.

Прекращение производства по кассационной жалобе (протесту) при отказе заявителя от жалобы (протеста) препятствует повторному обращению того же лица в суд кассационной инстанции по тем же или иным основаниям, по которым была заявлена первоначальная жалоба (протест). Поэтому не может быть принята повторная жалоба (протест), которая не содержит иных доводов о незаконности обжалуемого (опротестуемого) судебного постановления, по сравнению с доводами первоначальной. Такая жалоба (протест) может быть возвращена согласно абз. 2 ч. 1 ст. 288 ХПК ввиду того, что заявитель утратил право на обжалование (опротестование) данного судебного постановления.

В кассационном порядке пересматриваются исключительно судебные постановления хозяйственных судов, вступившие в законную силу.

В случае, если кассационное постановление принято после того, как первоначальное решение суда первой инстанции и (или) постановление апелляционной инстанции исполнено, возвратить все полученное по названным судебным постановлениям станет возможным лишь путем использования института поворота исполнения судебного постановления.

Хозяйственный суд кассационной инстанции вправе по изложенному в кассационной жалобе (протесте) ходатайству лица, подавшего кассационную жалобу (протест), приостановить исполнение судебных постановлений, принятых хозяйственным судом первой и (или)апелляционной инстанций.

О приостановлении исполнения судебного постановления или об отказе в приостановлении его исполнения хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определения не позднее трех дней со дня поступления кассационной жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции. Содержание этих определений может быть изложено в определении хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству.

Определение хозяйственного суда об отказе в приостановлении исполнения судебного постановления направляется лицу, ходатайствующему о таком приостановлении, а также другим лицам, участвующим вделе.

Исполнение судебных постановлений, принятых хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций, может быть приостановлено на срок до принятия хозяйственным судом кассационной инстанции постановления по делу.

Определение хозяйственного суда о приостановлении исполнения судебного постановления отменяется после окончания кассационного производства и оставления без изменения судебного постановления, принятого хозяйственным судом первой или апелляционной инстанции.

Определения хозяйственного суда о приостановлении исполнения судебного постановления или об отказе в приостановлении его исполнения, принятые хозяйственным судом первой или апелляционной инстанции, могут быть обжалованы в порядке надзора.

Рассмотрение жалоб (протеста) кассационной инстанцией проходит три взаимосвязанных этапа: подготовительный; рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу; вынесение и оглашение кассационного постановления.

На подготовительном этапе заседания суд кассационной инстанции, как и суд первой инстанции, должен решить: можно ли рассматривать дело в данном составе судей; возможно ли рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле; разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности; разрешить заявленные ходатайства.

Рассмотрение в кассационной инстанции начинается докладом председательствующего или одного из членов суда.

После доклада кассационная инстанция заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, которые вправе приводить также доводы, не указанные в кассационной жалобе (протеста).

В целом же порядок ведения заседания и исследования доказательств определяется председательствующим.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив дополнительные материалы, суд удаляется для вынесения постановления. Совещание судей, вынесение постановления и его объявление происходят в порядке, установленном ст. 9,190,191 ХПК.

При рассмотрении дела в хозяйственном суде кассационной инстанции хозяйственный суд проверяет правильность применения норм материального и (или) процессуального права хозяйственным судом первой и апелляционной инстанции.

Хозяйственный суд кассационной инстанции независимо от доводов, изложенных в кассационной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления.

Хозяйственный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Представленные в хозяйственный суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, устанавливающие новые обстоятельства, не могут быть положены хозяйственным судом кассационной инстанции в основу принимаемого им постановления по делу.

Однако результатом оценки совокупности имеющихся в деле и дополнительных доказательств не может стать установление новых обстоятельств дела судом кассационной инстанции. Правовые последствия такой оценки доказательств заключаются в направлении дела на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом (опротестуемом) судебном постановлении, не соответствуют исследованным судом кассационной инстанции доказательствам.

Недопустимым является принятие хозяйственным судом кассационной инстанции после отмены обжалованного (опротестованного) судебного постановления нового постановления по существу спора на основе новых обстоятельств, установленных в результате оценки исследованных при кассационном пересмотре доказательств.

Согласно ст. 295 ХПК кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции Должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.

Полномочия хозяйственного суда кассационной инстанции установлены в ст. 296 ХПК.

Хозяйственный суд кассационной инстанции вправе:

– оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу (протест) — без удовлетворения;

– изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;

– отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 297 XIIК, или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;

– отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;

– оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

Полномочия суда кассационной инстанции, указанные в ст. 296 ХПК, следует отличать от права суда приостанавливать исполнение решения (ст. 292 ХПК), а также от приостановления производства по делу (гл. 14 ХПК). Анализ норм ХПК дает основание предполагать, что нормы о приостановлении производства по делу применяются и в хозяйственном суде кассационной инстанции. Хозяйственный суд кассационной инстанции приостанавливает производство по делу в случаях, установленных ХП К, а также в других случаях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.

Если после принятия кассационной жалобы (протеста) к производству, будет подано заявление о пересмотре судебного постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по кассационной жалобе (протесту) приостанавливается.

Если кассационная жалоба (протест) поступила в хозяйственный суд кассационной инстанции после заявления о пересмотре судебного постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, первоначально рассматривается это заявление. После принятия судебного постановления по этому заявлению дело с кассационной жалобой (протестом) направляется в хозяйственный суд кассационной инстанции для рассмотрения жалобы (протеста) по существу.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь установил четкий, исчерпывающий перечень оснований для отмены и изменения обжалуемых (опротестуемых) судебных постановлений хозяйственных судов первой и (или) апелляционной инстанций, которые согласуются с полномочиями хозяйственного суда кассационной инстанции.

Основаниями для изменения или отмены судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Судебное постановление является необоснованным в целом или его части, если: кассационный производство обжалование основание

– хозяйственным судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

– обстоятельство, имеющее значение для дела и положенное хозяйственным судом в основу судебного постановления, не подтверждено достоверными и убедительными доказательствами;

– выводы, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют материалам и фактическим обстоятельствам дела.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если хозяйственный суд:

– не применил законодательство, подлежащее применению;

– применил законодательство, не подлежащее применению;

– неправильно истолковал законодательство.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основаниями для изменения либо отмены судебного постановления, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления.

Нарушение норм процессуального права является в любом случае основанием для отмены судебного постановления, если:

– дело рассмотрено хозяйственным судом в незаконном составе;

– дело рассмотрено хозяйственным судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания;

– при рассмотрении дела были нарушены правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде;

– судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны;

– судебное постановление принято не теми судьями хозяйственного суда, которые входили в состав хозяйственного суда, рассматривавшего дело;

– в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать, за исключением дел, по которым в соответствии с ХПК ведение протокола не является обязательным (ст. 297 ХПК).

Рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу завершается принятием постановления, которое подписывается судьями хозяйственного суда кассационной инстанции, принимавшими участие в его вынесении, а также судьями, имеющими особое мнение по делу.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.

В постановлении хозяйственного суда кассационной инстанции должны быть указаны:

– наименование и состав хозяйственного суда кассационной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий;

– полное имя (наименование) лица, подавшего кассационную жалобу (протест); наименования других лиц, участвующих в деле;

– наименование хозяйственного суда, рассмотревшего дело в первой и апелляционной инстанциях, номер дела и дата принятия судебного постановления;

–краткое содержание принятых по делу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;

– основания, по которым в кассационной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций; доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест), объяснения лип. присутствовавших в судебном заседании;

– обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом кассационной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

– при изменении или отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций — мотивы, по которым суд кассационной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;

– выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);

– действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственным судом первой или апелляционной инстанций, если дело предается на новое рассмотрение.

При отмене судебного постановления с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении между сторонами судебных расходов решается хозяйственным судом, вновь рассматривающим дело.

В постановлении хозяйственного суда кассационной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста).

Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.

При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 298 ХПК).

Суд кассационной инстанции не может при вынесении постановления ограничиваться общими рассуждениями о смысле применимого права, не указывая на подлежащие применению нормативные правовые акты.

Мотивы принятого судом кассационной инстанции постановления Должны быть предельно четкими и конкретными как при оставлении обжалованного (опротестованного) постановления без изменения, так и при его отмене. В противном случае цель формирования хозяйственным судом кассационной инстанции единой практики будет недостижима.

Резолютивная часть постановления хозяйственного суда кассационной инстанции должна содержать выводы, вытекающие из мотивировочной части, иметь отношение к оценке подвергнутых ревизии обжалованных (опротестованных) судебных постановлений и выражать собственное мнение с учетом ограничений в предоставленных полномочиях.

Направляя дело на новое рассмотрение, хозяйственный суд кассационной инстанции указывает недостатки, которые необходимо устранить при новом рассмотрении. Обязательность указаний хозяйственного суда кассационной инстанции распространяется лишь на конкретное дело, по которому они даны, причем в пределах, установленных ст. 299 ХПК, с учетом принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Указания хозяйственного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело.

Хозяйственный суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими, а также указывать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ст. 299 ХПК).

Список использованных источников


1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. в редакции Закона от 6 августа 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

2. Голустьян, О.А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О.А. Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256с.

3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

4. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.

5. Сухарева, А.Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты