Прокуратура в системе органов судебной власти
Оглавление
Введение
1. Судебная власть в Российской Федерации
1.1 Понятие судебной власти
1.2 Судебная система Российской Федерации
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционный суд Российской Федерации
2. Прокуратура Российской Федерации
2.1 Система органов прокуратуры
2.2 Место прокуратуры в государственном механизме
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. Задачу по предотвращению и разрешению правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Суть принципа разделения властей по Ш. Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением законов официальными органами, организациями, предприятиями и частными лицами. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.
Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все это ставит в повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов.
Прокуратура занимает особое, специфическое место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Она не является органом законодательной, исполнительной или судебной власти. Прокуратура является важнейшим независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в нашей стране.
1. Судебная власть в Российской Федерации
1.1 Понятие судебной власти
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.
Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент, как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и т.д.). В самом общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и др.
Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода – концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж. Локком и основательно разработанная в сочинениях Ш. Монтескье, теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств. Конституция РФ дает формулировку: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10).
Таким образом, судебная власть — это самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.
Подчеркнем, что речь идет обо всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.
Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка.
1.2 Судебная система Российской Федерации
Судебная система – понятие конституционное. В соответствии с Основным законом страны правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, в рамках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. ст. 125–127).
Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия.
Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Федерации и административно-территориального деления ее субъектов создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.
Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.
Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.
Обращаясь к особенностям построения судебной системы Российской Федерации, прежде всего отметим, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции Российской Федерации федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов Российской Федерации.
Федеральные суды, в свою очередь, разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации, включают федеральные суды в субъектах Российской Федерации и военные суды.
К федеральным судам в субъектах Российской Федерации относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.
Мировые судьи входят в общую систему судов Российской Федерации. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов Российской Федерации. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.