Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);

- государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);

- лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста (ч. 2 ст. 25);

- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);

- никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26);

- никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27);

- каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

- неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;

- государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);

- каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);

- осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст. 63).

Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

- проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков;

- реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;

- пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;

- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;

- исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;

- повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;

- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;

- повышения роли структурных подразделений Генеральной прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

- принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

- систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.

прокурор надзор суд преступление

1.3 Прокурорский надзор за законностью задержания и заключения под стражу, производства обыска и выемки, выполнения других следственных действий


Конституция Республики Беларусь предусматривает, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Конституционный принцип неприкосновенности личности должен строжайшим образом соблюдаться следователем и прокурором. УПК определяет условия, при которых гражданин может быть задержан. Согласно ст. 107 УПК задержание состоит в фактическом задержании лица, доставляемого в органы уголовного преследования, и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определяемых законом. В ч. 2 ст. 107 УПК перечислены конкретные лица, к которым может быть применено задержание:

- к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную часть или ареста;

- к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

- к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

УПК содержит исчерпывающий перечень оснований для задержания, которыми являются:

- непосредственно возникшее подозрение в совершении преступления;

- постановление органа уголовного преследования;

- постановление (определение) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ч. 3 ст. 107 УПК).

Основания задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. 108 УПК:

- если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;

- если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УК, согласно которой каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения;

- если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

- если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 108 УПК задержание по указанным выше основаниям может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом 276 уголовного преследования втечение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Порядок задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления подробно регламентирован ст. 110 УПК. Согласно ч. 1 ст. 110 УПК немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основание, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола, который объявляется задержанному, и ему разъясняются права подозреваемого, предусмотренные ст. 41 УПК, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии. Это обстоятельство отмечается в протоколе, который подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 УПК орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. В законе содержится важное требование, обязывающее орган дознания и следователя письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании. В сообщении должны содержаться основания задержания, данные о личности подозреваемого. В течение 48 часов прокурор или освобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. За законность задержания и обоснованность содержания его в изоляторе временного содержания (ИВС) несет ответственность сам прокурор.

Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор исходит из требований УПК и вышеназванного приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33. В ходе проверки следует учитывать, что задержание по подозрению в совершении преступления по своей процессуальной природе отличается от задержания в административном порядке, когда это осуществляется для проверки личности правонарушителя. Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела является грубым нарушением уголовно-процессуального закона.

Самым действенным средством прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИВС, осуществляемые прокурорами. Это требование вытекает из названного выше приказа Генерального прокурора, согласно которому прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в И ВС и в помещениях дежурных частей ГУ РУВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИВС внезапно и в разное время суток (ночью, рано утром, в конце рабочего дня). В ходе проверки прокурор обязан проверять содержание арестованных не только в специально отведенных для этого местах. Он должен обойти все помещения и ознакомится со всеми лицами, находящимися там в момент проверки, поскольку заведомо незаконно задержанных могут поместить в кабинеты работников ИВС или в иные помещения.

Проводя проверку законности содержания арестованных, прокурор знакомится с документами, на основе которых лица подвергнуты задержанию.

В соответствии с вышеназванным приказом Генерального прокурора в органах прокуратуры должен вестись учет задержанных в соответствии сост. 108,111 — 113 УПК. При установлении факта незаконного задержания лица прокурор незамедлительно, до истечения 72 часов, должен освободить его.

Прокуроры должны в статистической отчетности обеспечить достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК. Осуществляя надзор за законностью задержания и содержания арестованных, прокурор следит за тем, чтобы по каждому задержанию был составлен протокол по установленной форме: время, место и основание задержания, объяснение задержанного. Прокурор освобождает задержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом не было процессуальной необходимости.

Задержание подозреваемого предшествует, как правило, избранию в отношении него меры пресечения. Заключение под стражу является наиболее строгой мерой, ограничивающей права обвиняемого. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий, предусмотренных ст. 117 УПК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты