Противодействие и профилактика фальшивомонетничеству

Все объекты для экспертного исследования должны направляться в том виде, в каком они были изъяты из денежного обращения или у лиц, подозреваемых в их изготовлении либо сбыте.

При проведении экспертизы по техническому исследованию денежных знаков, вызывающих сомнения в подлинности, решаются вопросы:

1. Изготовлен ли представленный денежный знак (указать государство) предприятием, осуществляющим производство государственных денежных знаков (соответственно указать государство)?

2. Если нет, то каким способом и с применением каких материалов он выполнен?

Часто перед экспертами-криминалистами ставится также вопрос о том, не поступали ли ранее на исследование аналогичные денежные билеты. Факт проверки денежных билетов по картотеке в заключении эксперта не отражается. Ответ на этот вопрос вносится в сопроводительное письмо к заключению эксперта.

Ряд вопросов может касаться отождествления изготовителя рисованных денежных билетов (ценных бумаг). Вопросы в этом случае будут адресованы эксперту-криминалисту и формулируются следующим образом:

1. Выполнены (нарисованы) ли представленные денежные знаки или их фрагменты (указать государство) одним и тем же лицом?

2 Выполнен (нарисован) ли данный денежный знак (или его фрагмент) лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения?

Для решения подобных вопросов необходимо предоставить в распоряжение эксперта соответствующим образом выполненные образцы почерка подозреваемого лица (в образцах должны превалировать цифровые записи, а также записи слов, выполненные печатными буквами).

В зависимости от обстоятельств конкретного дела перед экспертами-криминалистами могут быть поставлены вопросы дактилоскопического и трассологического характера:

1. Пригодны ли для идентификации отпечатки пальцев рук (ладоней), перекопированные с банкнот (указать достоинство, государство, номер)?

2. Если да, то не принадлежат ли они данному лицу?

3. Не представляли ли ранее единое целое части денежных знаков (указать достоинство, государство, номер), представленные на исследование?

В ходе расследования может возникнуть необходимость в решении вопросов, связанных с исследованием различных материалов (красящих веществ, клея, бумаги), а также технических средств и приспособлений. В этом случае соответственно эксперту-химику и специалисту в области полиграфии должны быть адресованы следующие вопросы:

1. Какие материалы применялись для изготовления денежного знака (указать номер, государство)?

2. Не изготовлены ли данные денежные знаки с помощью представленных материалов?

3. Использовался ли представленный комплекс средств для изготовления денежных знаков (указать достоинство, государство, номер)?

В зависимости от обстоятельств конкретного дела могут быть назначены судебные экспертизы иных видов, например биологическая. В связи с этим приведенный выше перечень вопросов нельзя считать исчерпывающим. Он может быть дополнен в зависимости от конкретных объектов исследования и круга решаемых задач.

Специфичность и многопрофильность исследований, проводимых в отношении денежных знаков и ценных бумаг как объектов судебной экспертизы, свидетельствует о целесообразности комплексного подхода к их проведению. В этом случае речь идет о комплексной судебной экспертизе (см. ст. 201 УПК РФ). Комплексное исследование может быть проведено в виде ряда экспертиз, порученных нескольким специалистам различного профиля, одновременно или последовательно. Так, например, решение вопросов о том, изготовлен ли данный денежный знак государственным предприятием, осуществляющим производство банкнот, а если нет, то каким способом он изготовлен, - находится в компетенции эксперта-криминалиста. Логически вытекающий из них вопрос о материалах, из которых изготовлен исследуемый денежный билет, решается экспертом-химиком. И именно комплексное решение этих вопросов способствует более полному экспертному исследованию денежного знака, вызывающего сомнение в подлинности.

Как указывает часть первая данной нормы, судебные экспертизы производятся не только государственными судебными экспертами, но и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Поэтому, назначая судебную экспертизу поддельных денежных знаков, следователь может использовать возможности (и это часто делается на практике) специалистов учреждений Банка России, которые проводят ведомственную экспертизу платежеспособности денежных знаков Банка России и экспертизу денежных знаков иностранных валют, курс рубля к которым официально устанавливается Банком России.

Инструкция Банка России от 20 августа 1996 г. N 47 "О порядке экспертизы денежных знаков иностранных государств в учреждениях Банка России" определяет порядок проведения экспертизы денежных знаков иностранных государств, вызывающих сомнение в их подлинности либо имеющих признаки подделки, выявленных в кредитных организациях. Такая экспертиза проводится в головных расчетно-кассовых центрах территориальных учреждений Банка России (далее по тексту - РКЦ). Исследование осуществляет эксперт по исследованию денежных знаков, а в его отсутствие - заведующий кассой РКЦ. Срок проведения экспертизы не должен превышать пяти дней. Результаты экспертизы оформляются актом, который составляется на бланке РКЦ лицом, непосредственно проводившим исследование.

При проведении экспертизы эксперт по исследованию денежных знаков головного расчетно-кассового центра территориального учреждения Банка России независим и при формулировании выводов руководствуется исключительно результатами исследования. В сложных случаях при проведении экспертизы он может использовать консультации эксперта по исследованию денежных знаков Главного управления (Национального банка) Банка России. В последнем случае результаты экспертизы оформляются в виде совместного акта. Кроме того, в случаях, вызывающих затруднения в определении платежеспособности и подлинности денежных знаков, эксперт принимает решение о направлении сомнительных денежных знаков на экспертизу в соответствующее Межрегиональное хранилище Центрального хранилища Банка России, к которому прикреплено территориальное учреждение Банка России по вопросам экспертного обслуживания.

В работе по уголовным делам о фальшивомонетничестве типичны ситуации, когда изготовление и сбыт поддельных денежных знаков осуществляются в разное время на территории разных административных единиц субъекта Российской Федерации. Отдельные действия по сбыту поддельных денег зачастую являются эпизодами одного продолжаемого преступления. Как показывают данные МВД РФ, по каждому третьему расследуемому уголовному делу поддельные деньги имеют один источник происхождения. В сущности, по таким делам осуществляется производство об одном и том же преступлении, однако расследуются они в разных следственных подразделениях. В результате важная информация, имеющая доказательственное значение по всем эпизодам одного преступления, находится в материалах нескольких уголовных дел и в конечном итоге оказывается разрозненной. Это затрудняет выдвижение обоснованных версий, быстрое и эффективное раскрытие тяжких преступлений. Поэтому при расследовании дел об изготовлении или сбыте поддельных денег в каждом случае необходимо изучать и своевременно решать вопрос о возможном соединении уголовных дел. Процессуальный порядок и основания соединения уголовных дел установлены в ст. 153 УПК РФ.

Для расследования наиболее сложных уголовных дел Следственный комитет МВД РФ может создавать специальные следственно-оперативные группы. В остальных случаях уголовные дела направляются для соединения в следственные аппараты тех МВД, УВД, на территории которых изъято из обращения наибольшее количество поддельных денежных знаков, имеющих общее происхождение, или на территории обслуживания которых они были впервые обнаружены (если изъяты единичные поддельные денежные знаки) либо на территории которых находится предполагаемое место изготовления фальшивых денег. По каждому уголовному делу, направляемому на соединение, должны быть проведены все необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Поскольку ст. 186 УК РФ содержит два самостоятельных состава преступления - изготовление с целью сбыта и сбыт поддельных денежных знаков, на практике может сложиться ситуация, требующая выделения уголовного дела в отдельное производство (см. ст. 154 УПК РФ). Например, когда задержан сбытчик фальшивых денег, его вина доказана, однако не установлен изготовитель. В этом случае уголовное дело в отношении сбытчика должно быть направлено в суд, а по факту изготовления поддельных банковских билетов - выделено в отдельное производство. В дальнейшем выделенное уголовное дело может быть соединено с другими в изложенном выше порядке.

В настоящее время Российская Федерация, пережив интенсивные социально-экономические преобразования в достаточно сжатые сроки, вступив в 1996 г. в Совет Европы, заявляет себя в качестве полноправного члена мирового сообщества. Последний факт оказал большое влияние на развитие российского права, возложив на нашу страну ряд дополнительных обязательств. Укрепление сотрудничества и взаимопомощи между государствами, достижение высокого уровня развития и стабильности экономики -вот некоторые требования, которым должна соответствовать Россия.

Интеграция России в мировую экономическую систему и либеризация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту преступлений в сфере экономики, в частности, изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Опасность фальшивомонетничества общество осознавало всегда. «Как ни многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность и обесценивание монеты. Первые три так очевидны, что все их сознают, четвертое же, т. е. обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно поражает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто»1.

Это утверждение более чем столетней давности остается справедливым и поныне. Неконтролируемый рост денежной массы может существенно ухудшить макроэкономическую ситуацию, стать одним из факторов, дестабилизирующих курс рубля и тормозящих проведение социально-экономических реформ.

Подделка денежных купюр и ценных бумаг - это вид преступной деятельности, который одновременно затрагивает интересы как отдельных граждан, юридических лиц, так и государства в целом. Фальшивомонетничество опасно не только само по себе, но и тем, что часто выступает как способ криминального перераспределения национального богатства. Прямой вред от реализации такой функции заключается в том, что реальные элементы ВВП (товары, услуги) обмениваются на «денежные» знаки, пустые по своему содержанию. В случае фальсификации ценных бумаг государственного займа возникают заемные денежные обязательства государства перед мнимым инвестором.

Существующая в настоящее время практика борьбы с изготовлением и сбытом поддельных банковских билетов Центрального Банка Российской Федерации и иностранной валюты свидетельствует о том, что наиболее качественные подделки изготавливаются, как правило, не в стране, осуществляющей эмиссию банкнот. В связи с этим можно отметить, что фальшивомонетничество приобрело в настоящее время характер транснационального бизнеса. Это связано как с международным движением национальных денежных единиц различных стран, так и с развитием международной специализации преступных организаций на отдельных стадиях, операциях этого преступного бизнеса - изготовлении, накоплении, хранении, транспортировке, реализации.

В последние годы (2003-2005 гг.) на рынке поддельных денег все чаще стали появляться большие партии «суперподделок», качество которых свидетельствует о том, что они изготавливаются либо самим государством, либо при его прямой поддержке, на том же оборудовании, что и настоящие банкноты. Для изготовления высококлассных подделок необходима машина металлографической печати - очень дорогостоящий агрегат, который, если размещать его в обычной квартире, занял бы несколько комнат. Кроме этого, каждая такая машина находится на строжайшем государственном контроле и в любой стране их определенное количество, например, в России не больше двадцати. Такую машину у изготовителя может приобрести только государство, да и то не каждое. Известно, например, что Иран закупил в Швейцарии две машины, аналогичные применяемым в США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты