Строгое ограничение коллегиальности способствует повышению чувства ответственности судей за ход и результаты их деятельности в совещательной комнате, предельной активизации их психических процессов, гарантирует от посторонних влияний. Успех действий коллегии судей находится в прямой зависимости от деятельности каждого из них. У всех членов коллегии должно быть четкое понимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что в свою очередь должно обеспечить повышенную психическую активность каждого судьи.
Формирование судейского убеждения не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупностью доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных из них правовых выводов. На формирование судейского убеждения влияют социально-психологические и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценка средств массовой информации и т. д.).
В соответствии с нормами закона коллегия присяжных заседателей в совещательной комнате на основании итогов судебного следствия должна вынести вердикт, то есть решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной — о виновности подсудимого. Исходя из контекста представлений о суде присяжных, последние руководствуются при этом своим разумом, совестью, житейским опытом, чувствами справедливости, долга, ответственности и т. д. В сложном мыслительном и психологическом процессе по оценке результатов судебного следствия существенное значение может иметь «правовое мировоззрение» присяжных заседателей, особенно познания их в области уголовного и уголовно-процессуального права. Непреходящее значение в этом отношении имеет и напутственное слово, с которым председательствующий обращается к присяжным заседателям перед удалением их в совещательную комнату.[5]
В гносеологическом аспекте процесс формирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание — знание», от вероятностного знания к знанию истинному и достоверному на основе исследования совокупности доказательств. Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению психологической установки несвязанности своего вывода по существу уголовного дела с выводами органов предварительного расследования. Такая психологическая установка способствует критическому отношению к результатам предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные при расследовании ошибки или нарушения закона.
В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения как следствия вероятного знания в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.
Изложенное выше позволяет нам наметить следующие этапы формирования убеждения судей; 1) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; 2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; 3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; 4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты и, наконец, 5) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Первые два этапа характеризует убеждение в гносеологическом аспекте как знание вероятностное, а в психологическом — наличие сомнений. Судья в ходе судебного следствия, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. И хотя это деление схематично, важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения основывается не только на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требования закона.[6]
Следует отметить, что судья как организатор процесса должен обладать высоким уровнем самоорганизованности, целеустремленностью, настойчивостью и другими волевыми качествами. Председательствующему в процессе, кроме того, необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязаний между сторонами уголовного процесса.
Остановимся кратко на специфике допроса в судебном заседании, который определяется самой процедурой судебного допроса. Председательствуюший предлагает подсудимому дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельств дела. Суд выслушивает показания подсудимого, не перебивая его. В ходе изложения подсудимым показаний суд вправе лишь обращать его внимание на необходимость сообщать факты, имеющие отношение к делу и представляющие для суда интерес. После того как подсудимый закончит изложение своих показаний, его допрашивают по закону - судьи, обвинитель, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, защитник. Затем подсудимому вправе задавать вопросы другие подсудимые и их защитники. Независимо от принятого процессуальным законом порядка суд вправе в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательства задавать ему уточняющие и дополнительные вопросы.
В общих чертах такой же является процедура допроса в суде потерпевших и свидетелей. Перед допросом эти лица предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и им разъясняется обязанность рассказать правдиво все известное по делу. По общему правилу, потерпевшие допрашиваются раньше свидетелей.
Следует исключительно осторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения дела в суде, так как оно может оказать сильное воздействие на весь ход ведения судебного процесса и вынесение приговора. По общему правилу, никто не может и не должен через средства массовой информации утверждать о виновности того или иного лица и тем более требовать для него сурового наказания, прежде чем виновность этого лица будет доказана в судебном порядке.
На стадии вынесения приговора выполняется воспитательная функция. Каждый приговор должен воспитывать, и его воспитательное воздействие будет достигнуто в том случае, если он будет понят всеми присутствующими, если он отвечает их нравственному убеждению, основанному на правосознании, воспринятым обстоятельствам дела.
1. Предмет юридической психологии:
А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;
Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В - пограничные психические расстройства личности;
2. К задачам юридической психологии относятся :
А - синтез психологических и юридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытие психических особенностей различных субъектов правоотношений;
Б - раскрытие особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологических контактов с больными людьми;
В - синтез психологических и юридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическая закалка личности.
3. Раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания -это:
А - криминальная психология;
Б - возрастная психология;
В - правовая психология.
4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом -это:
А - судебная психология;
Б - психология гражданско-правового регулирования;
В - криминальная психология.
5. Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения,, психологию личности преступника и преступных групп -это:
А судебная психология;
Б - криминальная психология;
В - психология исправительной деятельности;
6. Психология исправительной деятельности решает проблемы:
А - установления вменяемости - невменяемости; установление формы вины; изучения социального окружения;
Б - ресоциализации и реадаптации осужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;
В - проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.
7. Методологическую основу исследований по юридической психологии составляю:
А - системный подход, детерминизм, научная обоснованность;
Б - анкетирование, тестирование, системный подход;
В - детерминизм, эксперимент, включенное наблюдение.
8. Наиболее древним по происхождению является раздел юридической психологии, изучающий:
А - психологию преступного умысла;
Б - правовое мировоззрение;
В - психологию судебной деятельности.
9. Самый первый фундаментальный труд «Криминальная психология» принадлежит:
А - Г.Гроссу,
Б - Ч.Ломброзо;
В - Пиаже.
10. Основатель антропологической школы, автор теории преступных типов:
А Фрейд;
Б- Юнг,
В - Ломброзо;
11. Русские судебные ораторы, впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии и социологии:
А Бехтерев, Плевако;
Б - Фрезе, Кони;
В - Кони, Плевако.
12. Автор научных концепций, пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии :
А - Сербский;
Б) Кони;
В) - Петражицкий.
13. Биологическую основу для формирования личности составляют :
А - характер, темперамент, тип нервной деятельности;
Б - темперамент, экстраверсия, нейротизм;
В - знания, умения, навыки.
14. Психологическое состояние, связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможности удовлетворения желаний « конфликт желания »- это:
А - Фрустрация;
Б - апатия;
В - аффект.
15. Человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы его деятельности и поведения - это:
А - индивид;
Б - личность;
В - индивидуальность.
16. Индивидуально-психологические особенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов :
А - поведение;
Б - темперамент;
В - талант.
17. Крайний вариант нормы, который при определенных условиях может стать патологией :
А - адаптация;
Б - интеграция;
В - акцентуация.
18. Поведенческий подход к изучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы:
А - бихевиоризм;
Б - фрейдизм.
19. Выработка социального опыта, усвоение социальных норм личностью:
А. - ресоциализация;
Б - десоциализация;
В - социализация.
20 .Система доминирующих личностных ценностных ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желания составляют:
А- направленность личности;
Б - характер личности;
В - способности личности.
21. Отклоняющееся от нормы поведение подростков, выражающееся в систематическом совершении незначительных проступков:
А - ситуативное поведение;
Б - дезадаптивное поведение;
В - делинквентное поведение.
22. Стремление подростка высвободиться от опеки, самоутвердиться:
А- реакция группирования;
Б- реакция компенсации;
В - реакция эмансипации.
23. Качество психики, обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:
А - эмоции;
Б - воля.
24. Эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью, бурное проявление и кратковременное:
А - стресс;
Б - прострация;
В - аффект.
Литература
1. Васильев В. Л. Юридическая психология. — 3-е изд. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 612 с.
2. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975. – С. 72.
3. Зажицкий В. Напутственное слово председательствующего. Российская юстиция. М., 1994, № 3, с. 5
4. Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 781 с.
5. Коваленко, А. Г., Сергеева, О. Ю.,преп. Значение принципа состязательности в судебном доказывании. // Правоведение. -1998. - № 1. - С. 160 – 161.
6. Масленников М. Я. Порядок применения административных взысканий: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство БЕК, 1998. — 257 с.
[1] Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — С. 702.
[2] Васильев В. Л. Юридическая психология. — 3-е изд. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — С. 547.
[3] Масленников М. Я. Порядок применения административных взысканий: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство БЕК, 1998. — С. 66.
[4] Коваленко, А. Г., Сергеева, О. Ю.,преп. Значение принципа состязательности в судебном доказывании. // Правоведение. -1998. - № 1. - С. 160 – 161.
[5] Зажицкий В. Напутственное слово председательствующего. Российская юстиция. М., 1994, № 3, с. 5
[6] Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975. – С. 72.
Страницы: 1, 2