Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации и их правовой режим
Оглавление
Глава 1. Понятия и история развития пунктов пропуска
1.1 История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Глава 2. Общее положение пунктов пропуска в Российской Федерации
2.1 Правовой режим пунктов пропуска
2.2 Виды пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что порядок пересечения Государственной границы в пунктах пропуска развивался и совершенствовался вместе с развитием государственности. В настоящее время в мире сложились устойчивые международные нормы и взаимоприемлемая практика пересечения Государственной границы в пунктах пропуска. Пересечение пунктов пропуска должно происходить организованно в определенной законодательством последовательности, с этой и целью заключаются международные соглашения, конвенции, договоры, принимаются законы Российской Федерации и подзаконные акты. Которые в своей совокупности и составляют нормативную правовую базу, которая регулирует порядок пересечения пунктов пропуска лицами, транспортными средствами, грузами и товарами.
Так как повысилась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по "национальным квартирам"; усилилась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая их активность в пунктах пропуска через границу.
Степень изученности работы. Данную тему разрабатывали такие авторы как Барышев Ф.И., Андреев В.Г., Арсеев Г.П. в работе Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
Объектом исследования в данной работе является пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, содержание и установление правового режима в них.
Предметом является законодательно регулирующий порядок пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Целью курсовой работы - является рассмотрение основных правил и положений пересечения и пребывания в пунктах пропуска, а также установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Задачи курсовой работы:
проанализировать общие положения Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации";
раскрыть порядок пересечения через пункты пропуска лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных;
проанализировать исторический очерк развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
квалифицировать пункты пропуска по видам международного сообщения.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
Основные направления деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Виды пунктов пропуска по видам международного сообщения.
Глава 1. Понятия и история развития пунктов пропуска
1.1 История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Одним из важнейших проявлений верховенства государства на занимаемую территорию является его право и обязанность охранять свои границы от беспорядочного движения через них лиц, транспортных средств и грузов. В 1623 году был составлен новый устав станичной и сторожевой службы. В соответствии с ним был введен контроль за пересечением границы лицами. В нем отмечалось, что свободный доступ в страну имеют лишь иностранные послы со своей свитой и купцы с приказчиками. Все остальные лица должны были предварительно получить разрешение на въезд и согласие российского правительства, а также иметь рекомендательную грамоту от своего правительства.
Таким образом, в России начинается складываться система контроля за лицами, следующими через границу. Однако в этот период экономические интересы России в области пограничного контроля преобладали над другими. Этим объясняется активное развитие органов таможенного контроля.
В первой четверти XVIII века в России в результате мер административного и экономического принуждения, а также стимулирования произошел мощный экономический подъем России. Чтобы обеспечить взимание пошлин и осуществлять контроль за передвижением через границу, Петр I в 1723 году издал указ, в котором предписывал "по всей польской границе, по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проезды лесом зарубить". В России появились первые пункты пропуска через границу в виде "крепких застав"[1].
Существенно усложнилась деятельность таможни и погранстражи с появлением железнодорожного и морского транспорта в конце 50-х годов XIX века. С их появлением произошло резкое увеличение движения через границу людей и грузов. Количество пунктов пропуска составило почти 250 (в 1819 году - 54).
15 октября 1893 года погранстража была выделена в отдельный корпус, подчиненный министерству финансов. Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) стал специальной службой, предназначенной для осуществления надзора за границей по предотвращению тайного провоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военными лицами. Для облегчения выполнения своих обязанностей чинами ОКПС, повышения надежности охраны границы был установлен пограничный режим, который определял порядок въезда, проживания, передвижения в пограничных районах, а также правила пересечения границы российскими гражданами[2].
В начале века в служебных документах появился термин "жандармско-таможенный досмотр", отражающий факт контроля в пунктах пропуска. Таким образом, к началу XX века паспортный контроль сложился в определенную технологию, которая практически применяется в пунктах пропуска и в настоящее время.
Изменение государственной идеологии после октября 1917 года вызвало соответствующие изменения, как всей системы охраны границ, так и работы пунктов пропуска. Переход от лозунгов мировой революции к признанию Советской России "островом во враждебном море" отразился на балансе функций и организационном строении сил пограничного контроля. Характерным для этого процесса было резкое сужение экономической функции и возрастание политической.
Контроль в пунктах пропуска постепенно был организован таким образом, чтобы, прежде всего, предотвратить проникновение извне шпионов, контрреволюционеров, политически вредной литературы, средств диверсий и террора, при этом количество пунктов пропуска было резко сокращено, а экономический компонент сведен к минимуму.
23 апреля 1926 года Совет Труда и Обороны возложил на ОГПУ всю ответственность за организацию борьбы с контрабандой. В местах постоянного пропуска лиц и грузов из-за границы и обратно были сформированы пункты пропуска. В их задачу входили, надзор за соблюдением установленных правил въезда, выезда и борьба с контрабандой.
Одним из важнейших мероприятий по обеспечению охраны границы СССР в этот период явилось подписание 15 июня 1927 года нового Положения об охране Государственной границы СССР. Также в июне 1927 года было утверждено положение о пунктах пропуска. В целях упорядочения пересечения границы 4 января 1928 года циркуляром НКВД был определен порядок въезда иностранных граждан, который соответствовал международной автомобильной конвенции 1909 года. В соответствие с ним в Ленинградском округе было определено 13 пунктов пропуска, в Белорусском - 7, на Украине - 6, в Средней Азии - 16, в Казахстане - 3, в Сибири - 5, на Дальнем Востоке - 12. Открывались пункты пропуска для обслуживания иностранцев, прибывающих в Москву, Смоленск и Великие Луки.
С ростом товарообмена и передвижения через границу иностранных граждан возникала необходимость в расширении в целом по территории СССР пограничных подразделений, которые непосредственно осуществляли пропуск через границу СССР лиц, транспортных средств и грузов.
В послевоенный период управление системой пограничного контроля тоже находилось в постоянном движении, в поиске оптимального местонахождения в системе обеспечения государственной безопасности на границе и в пунктах пропуска. С подписанием мирных договоров с рядом стран увеличился грузопассажирский поток на путях международного сообщения. Возникала необходимость в техническом оснащении пунктов пропуска через границу и в укомплектовании частей и подразделений квалифицированными специалистами. С этой целью в июле 1946 года при Главном Управлении ПВ МВД введены курсы офицеров пунктов пропуска, для подготовки специалистов по квалифицированной проверки документов.
Начало 60-х годов (период “оттепели" в международных отношениях) характеризовалось расширением межгосударственных связей с другими странами, увеличением потока лиц и транспортных средств, следующих через границу.
С середины 70-х годов в пограничных войсках успешно решалась проблема внедрения и использования электронно-вычислительных машин (систем) для охраны государственной границы. Использование ЭВМ на пунктах пропуска значительно увеличило скорость и надёжность проверки документов по оперативным учётам, способствовало оптимальной организации служебной деятельности.
Однако к началу 90-х годов обстановка на путях международных сообщений продолжала осложняться. Повышалась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по "национальным квартирам"; усиливалась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая их активность в пунктах пропуска через границу.
Исходя из этих условий требовались кардинальные перемены в целом в системе пограничного контроля. Они были начаты в середине 90-х годов и продолжаются по настоящее время. Данные перемены направлены на оптимизацию организационно-штатной структуры органов пограничного контроля и повышения надежности самой системы пограничного контроля в связи распространением международного терроризма, активизацией контрабандной деятельности через Государственную границу России[3].
1.2 Понятие пункта пропуска
Основой правовой базы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных является Конституция Российской Федерации. Так в статье 27 Конституции закреплено:
"1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу, которые могут находиться на удалении от границы. Согласно Закону Российской Федерации "О Государственной границе РФ" от 1 апреля 1993 года.