Методические рекомендации
Статистика – это особая наука, которая составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человечеству сведения об окружающем его мире. Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли. Статистика имеет многовековую историю и как наука стала развиваться с середины 17 века по трем направлениям: описательная школа государствоведения, школа политических арифметиков и статистико-математическое направление. Представителями отечественной статистической науки являются ученые: А.И. Чупров, Ю.Э. Янсон, А.А. Кауфман, В.С. Немчинов, С.Г. Струмилин и др. Сегодня статистика – это отрасль науки, которая с помощью присущих ей приемов и методов изучает количественную сторону (в неразрывной связи с качественной стороной) массовых явлений и процессов и дает числовое выражение тенденций и закономерностей их развития.
Можно выделить три основные черты предмета статистики:
- статистика изучает общественные явления;
- она изучает их с количественной стороны;
- статистика изучает массовые общественные явления по количественному содержанию.
Специфические приемы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию, основой которой служит всеобщий метод познания – диалектика, предполагающий рассмотрение общественных явлений и процессов в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности.
Правовая статистика количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений – уголовных, гражданских, административных, их структуру и динамику, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями. Правовая статистика подразделяется на три самостоятельные отрасли: уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую.
Предмет правовой статистики – общественные правовые (юридические) явления в их количественном выражении.
Метод правовой статистики – массовое статистическое наблюдение; сводка и группировка данных; исчисление статистических показателей; обобщение и анализ полученных данных.
Задачи правовой статистики:
- систематическое наблюдение за массовыми правовыми явлениями;
- систематическое измерение и изучение правовых явлений;
- установление общих тенденций развития правовых явлений;
- разработка данных для планирования законодательных мероприятий и организации борьбы с преступностью и др.
Таким образом, общая цель занятия состоит в изучении понятия правовой статистики как отрасли социальной статистики, предмета правовой статистики и специфических особенностей применения статистического метода при исследовании преступности.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии, включают:
- определение предмета статистики в широком и узком смысле; система статистики;
- особенности статистической методологии;
- специфические методы и этапы (стадии) статистического исследования;
- понятие, предмет и специфические особенности применения метода правовой статистики при исследовании преступности;
- основные задачи и направления применения статистических методов в науке и практике борьбы с правонарушениями.
Лекционная подача материала по данной теме предполагает 1 академический час.
Литература к теме 1
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). 1996. № 25. Ст. 2954; 2008. № 20. Ст. 2251.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 4 марта 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921; 2008. № 12. Ст. 1074.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 4 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2007. № 50. Ст. 6243.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 марта 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1; 2008. № 10 (часть 1). Ст. 896.
Основная литература
1. Правовая статистка: Учебник / В.Н. Демидов и др.; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я Лебедева. М., 2008.
2. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М., 2003.
3. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М., 2005.
Тема № 2. Учет и отчетность правоохранительных органов, судов, прокуратуры и других юридических учреждений
Методические рекомендации.
Статистическое наблюдение – основной метод сбора первичной информации и основа учета и отчетности правоохранительных органов. Определение целей и задач статистической работы является исходным пунктом при организации статистического наблюдения в любой отрасли статистики. Цель наблюдения должна быть сформирована ясно, четко и развернуто. Исходя из целей статистического наблюдения, ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе его проведения.
Главная задача (цель) статистического наблюдения для правоохранительных органов – регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания – суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.
Формы статистического наблюдения: статистическая отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг.
Сбор полноценной, высококачественной информации о преступности невозможен без научного организованного первичного учета – основы единого учета преступлений. Первичный учет преступлений – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.
Основные задачи первичного учета:
- Формирование полной и достоверной информации об объектах статистического наблюдения;
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической отчетности для решения практических и научных задач в области социального контроля над правонарушениями.
Осуществляемая в органах уголовной юстиции система единого учета преступлений в ведомственных документах именуется центральным учетом, который предполагает:
а) единое организационное и методическое руководство этой работой;
б) собственно единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их совершивших, независимо от ведомственной подчиненности органов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и расследование уголовных дел.
Единый учет преступлений состоит из первичного учета, регистрации и включения в статистическую отчетность предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (преступлений), лиц, их совершивших, потерпевших от преступлений лиц, а также уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Первичный учет преступлений заключается в фиксировании основных сведений о преступлениях на учетных карточках, (документах первичного учета) по утвержденной форме – единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке.
Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов. Отчетность, есть основная форма наблюдения в правовой статистике; в ней как в системе взаимосвязанных показателей получает свое отчетливое выражение программа статистического наблюдения; отчетность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учета.
Формирование статистической отчетности производиться путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений и уголовных дел. Формирование статистической отчетности осуществляется учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.
Таким образом, общая цель занятия состоит в ознакомлении студентов с постановкой первичного учета и ведения статистической отчетности в правоохранительных органах, органах юстиции и судах, а в процессе производственной практики ознакомиться затем и практически.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Понятие статистического наблюдения и этапы его проведения;
- Программно-методологические вопросы статистического наблюдения;
- Организационные вопросы статистического наблюдения;
- Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах и органах юстиции: понятие и задачи первичного учета; документы первичного учета преступлений;
- Система статистической отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции.
Лекционная подача материала по данной теме предполагает 1 академический час, по этой же теме проводиться практическое (семинарское) занятие по обсуждению и разбору Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях от 29 декабря 2005 г.
Литература к теме № 2
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2008. № 20. Ст. 2251.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 4 марта 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921; 2008. № 12. Ст. 1074.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13