Рационалистическая концепция естественного права Гюго Гроция
Современная Гуманитарная Академия
Реферат
Предмет: История государства и права
Тема:
Рационалистическая концепция естественного права Гюго Гроция
Студентка магистратуры
Кириллова Е.А.
Содержание
Введение
1 Рационалистическая концепция естественного права Гуго Гроция
1.1 Философско-правовые идеи Г. Гроция
1.2 Роль и место трудов Г. Гроция в становлении рационалистической концепции естественного права
2 Гюго Г. Гроций о праве и справедливости
2.1 Вклад Г. Гроция в концепцию гражданского общества
2.2 Учение Г. Гроция о праве войны и мира
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
В XVI-XVII вв. капиталистический уклад получает все большее развитие в экономике стран Западной Европы. В развитых странах выросшая буржуазия не мирилась с феодальным строем. Она требовала обеспечение свободы и безопасности личности и частной собственности, создание необходимых для этого политических и юридических гарантий. В XVII в. произошли первые успешные буржуазные революции - в Голландии и Англии. Особенность этих революций в том, что они произошли в странах, где много кальвинистов и их борьба сливалась с борьбой инквизиций. Нарастание кризиса феодального строя сопровождалось столкновением с юридическим мировоззрением, которое пришло на смену теологическому мировоззрению средних веков, бывшему "классическим мировоззрением буржуазии". Место догмы божественного права заняло право человека, место церкви заняло государство.
Выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645г.г.) - основоположник рационалистической концепции естественного права. В его лице соединились две эпохи - Средневековье и Новое время. Воспитанный в духе гуманизма, христианства, свободомыслия, он, стремился разрешить разнообразные конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает обширный круг юридических вопросов, ранее вообще не исследованных в правовой литературе.
В настоящее время естественно-правовые теории вызывают у юристов особый интерес, в немалой степени обусловленный признанием в Конституции РФ неотчуждаемых прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения. В этой связи обострился интерес к анализу правовой концепции Гуго Гроция.
Несмотря на широкую известность Гроция, с его биографией и творчеством в России знакомы мало. Отсутствует необходимый комплексный анализ правовых взглядов Гроция, который позволил бы проследить развитие его правовых идей на протяжении всей жизни. Общее учение Гроция о праве и справедливости может быть понято только при углубленном изучении всех его трактатов.
1. Рационалистическая концепция естественного права Гуго Гроция
1.1 Философско-правовые идеи Г. Гроция
Г. Гроций (Grotius, Hugo) (1583-1645г.г.) родился в Делфте (Голландия) в старинной, уважаемой семье. В детстве отличался удивительными способностями. В пятнадцать лет поразил французский двор умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его "голландским чудом". С одиннадцати лет Гроций изучал классическую литературу и философию в Лейденском университете; в 1599 году Орлеанский университет удостоил его степени доктора права. Допущенный к юридической практике в 16 лет, он никогда ею не занимался. В 1607-1613г.г. занимал ответственный пост генерального казначея провинций Голландия, Зеландия и Фрисландия, а затем был пенсионарием в городском совете Роттердама. Оказался замешанным в противостояние ортодоксальных кальвинистов и протестантов-диссидентов. Был взят под стражу в 1618 году и осужден на пожизненное заключение.
В 1621 году Гроций вместе с женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра Вере, бежал из крепости Левенштейн во Францию. Здесь он написал несколько книг о религии и праве, в том числе знаменитый трактат Об истине христианской религии (De Veritate Religionis Christianae, 1627г.; еще в крепости был написан первоначальный голландский текст: Bewijs van den waren Godsdienst) и "Введение в голландскую юриспруденцию" (Inleydinge tot de Hollandsche Rechts-geleertheyt, 1631г.)[4].
В 1631 году Гроций вернулся в Роттердам, однако был вынужден покинуть страну, и поселился в Швеции; был назначен на должность шведского посланника в Париже в 1634 году. Ничем не проявив себя на этом посту, обратился с просьбой к шведскому правительству об отставке. Возвращаясь в Швецию, Гроций посетил Роттердам и Амстердам, где нашел восторженный прием. Шведская королева Кристина также оказала ему почести, хотя и не предложила новой должности. Гроций был вынужден покинуть Швецию, однако на пути в Голландию его корабль потерпел крушение, от последствий которого Гроций через два дня умер в Ростоке 28 августа 1656г.
Кроме своего великого труда "О праве войны и мира" (De Jure Belli ac Pacis, 1625г.), Гроций еще молодым человеком написал трактат "О праве на добычу" (De Jure Praedae), одна из глав которого под названием "О свободном море" (De Mare Libero) вышла в свет в 1609г. Оставшаяся часть рукописи была утеряна и вновь найдена в 1864г. В этой работе Гроций обсуждает понятие "сообщества людей" (societas humana), включающего все человечество. В трактате "О праве войны и мира" его теория права основывается на той же идее человеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося "праву народов" (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на естественном праве, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 году появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках[6].
Творчество Гуго Гроция относится на период, когда, во-первых, Нидерландская революция победила, и Нидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась 30 летняя война в Европе 1618-1648 гг., в результате чего в Европе образовалось 350 государств по Вестфальскому мирному договору. Все это определило творчество мыслителя. Творчество Гуго Гроция относится на период, когда, во-первых, Нидерландская революция победила, и Нидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась 30 летняя война в Европе 1618-1648 гг., в результате чего в Европе образовалось 350 государств по Вестфальскому мирному договору. Все это определило творчество мыслителя.
Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросами общей истории, этнографии, античной литературы.
Гроций считается основателем всеобщего государственного права; философии права и имущественного права. Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в трактате "о праве добычи, его часть под на названием "Свободное море, или о праве принадлежащим голландцем в области торговли с Индией" был опубликован в 1609 году. Этот труд он написал против притязаний Исландии на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями.
1.2 Роль и место трудов Г. Гроция в становлении рационалистической концепции естественного права
В XVII-XVIII вв. на первый план выступило антифеодальная направленность юридического мировоззрения. Равенство перед законом стало основным боевым кличем буржуазии. Классическим воплощением юридического мировоззрения явилась теория естественного права. Теория естественного права основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоит в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего права.
В современной отечественной науке естественным правом по-прежнему занимаются мало, уделяя ему внимание, как правило, в учебных пособиях по истории политических и правовых учений Запада. В западной научной литературе интерес к естественному праву то угасал, то возрождался, но никогда не иссякал полностью. Основная причина этого, вероятно, заключается в постоянном споре сторонников естественного права и позитивистов, которые всегда были склонны умалять значение естественно-правовых представлений. После затишья, наступившего с первой трети XIX в., их новый расцвет происходит только в 1940-1950-е годы, апогеем которого можно считать Декларацию прав человека, составленную Объединенными Нациями в 1948 г., где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл.
Школа естественного права сформировалась к концу XVII - началу XVIII вв. Этому способствовала продолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественного закона, яркими представителями которой были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и средневековые схоласты[9].
Существует тесная связь между философией естественного закона, традиционной для античности, эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени.
Во-первых, многовековая классическая традиция естественного закона сыграла свою позитивную роль в формировании культуры ответственности, что очень важно, ибо, как известно, "нет прав без обязанностей".
Во-вторых, эта философия, апеллируя к феномену рационализма, способствовала процессу создания к Новому времени той духовной атмосферы, когда человек понимает, что он обладает разумом, способным творить и изменять естественный мир. Наконец, философия естественного закона внесла свой особый вклад в развитие того типа мышления, когда человек стремится занять по отношению к государству и праву моральную позицию.
Гуго Гроций является пионером рационалистической идеи, естественного права нового времени. Ему принадлежит введение социальной аксиомы - человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежитие[3]. Эта аксиома противоречила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержался большой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).
Основателем школы естественного права, теоретического стержня концепции гражданского общества считается Гуго Гроций. Гроций был сторонником свободы вероисповеданий и стремился устранить религиозные раздоры между враждующими религиозными партиями. Книга "О праве войны и мира" 1625 года, составившая эпоху в истории политических наук, имела необыкновенный успех: насчитывала 45 изданий, к 1658 году переводилась на иностранные языки, издавалась в Германии. Через 2 года, в 1627 г., по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг. Книга написана, по выражению Гроция, в защиту Справедливости и посвящена Людовику XIII, который справедлив, милосерден к подданным, не творит насилия над совестью иноверцев, не посягает с оружием в руках на чье-либо право, не нарушает старинных границ, во время войны блюдет дело мира и начинает "военные действия не иначе, как с намерением окончить их возможно скорее".
Народы ожидают от него, чтобы после прекращения повсеместно войн, мир воцарился "не только между государствами, но и между церквами". Сердца современников Гроция утомлены распрей, и сам он был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих законах, в то время как для христианина, который обязан с любовью относиться ко всякому человеку, воспрещена любая война.