Расчетные правоотношения

Расчетные правоотношения

СОДЕРЖАНИЕ:

1.                 Общие положения о расчетах

2.                 Платежное поручение

3.                 Аккредитив и его виды

4.                 Инкассо и его виды

5.                 Чек

6.                 Другие формы расчетов

Список литературы

1. Общие положения о расчетах


В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные работы. Расчеты, являясь элементом возмездных имущественных отношений (купли-продажи, строительного подряда, аренды и др.), могут наступать одновременно с получением каких-либо благ, но могут быть во времени отдалены от этого момента. Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта - кредитной организации. В последнем случае на основе соответствующего имущественного отношения возникает новое - расчетное. Эти имущественные отношения опосредуются нормами права и приобретают форму расчетного правоотношения. Расчетными правоотношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды[1].

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского права, которые в совокупности образуют комплексный институт права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 861-885), Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Расчетные отношения регламентируются также постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. К компетенции Банка России отнесено установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. В настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, действует Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 9 июля 1992 года № 14.

Расчеты - это передача или перевод (через банк, иные кредитные учреждения) денежных средств от должника кредитору в порядке исполнения денежного обязательства[2].

Расчеты между субъектами по гражданско-правовым обязательствам осуществляются наличными и безналичными денежными средствами. Расчет наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями имеет определенные особенности, в частности ограничивается установленным максимальным размером, кассовым лимитом, осуществляется с применением контрольно-кассовых машин и т.д. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Кроме гражданско-правовых обязательств по безналичным расчетам исполняются и иные обязательства, например налоговые.

Свобода договора обусловливает и свободу субъектов гражданского права в выборе способа расчетов. Так, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Любой из способов расчетов имеет некоторые сходные черты. Во-первых, банк несет общегражданскую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по осуществлению по поручению клиента банковских операций. Во-вторых, содержание, форма, реквизиты, порядок исполнения различных способов расчетов регулируются не только законом, но и банковскими правилами.

2. Платежное поручение


Способов безналичных расчетов существует несколько, но, безусловно, самым простым, удобным и распространенным из них являются расчеты с использованием платежных поручений. По оценкам специалистов они опосредуют 80% безналичного банковского оборота (не только российского, но и мирового).

Название этого документа говорит само за себя и означает: поручение клиента (плательщика) своему банку о перечислении средств с его расчетного счета в пользу какого-либо субъекта (получателя). Подобным образом организации и частные лица могут:

- расплачиваться за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги (как по факту совершения сделок, так и в качестве предоплаты);

- совершать платежи в счет погашения кредита и уплаты налогов;

- перечислять денежные средства на различные некоммерческие цели, предусмотренные законодательством (например, благотворительность).

Другими словами, с помощью платежных поручений (или, как их часто называют, платежек) юридические и физические лица могут производить все необходимые им расчеты. Для этого необходимо всего 2 условия:

1. Наличие расчетного счета в банке (для физического лица - текущего или лицевого).

2. Наличие денежных средств на счете (хотя в случае, если договором банковского счета предусмотрен овердрафт, то платежи могут совершаться и при отсутствии средств, но в рамках лимита овердрафта)[3].

Денежные средства при этом списываются с расчетного счета плательщика и зачисляются на расчетный счет получателя, который может находиться как в этом же банке, так и в другом (даже иногороднем или иностранном).

Платежное поручение - это документ установленной формы (№ 0401060), предусматривающей заполнение всех необходимых для перечисления средств реквизитов. В их числе:

- наименование документа;                                                                              - номер, дата перечисления средств и дата оформления документа;                 - вид совершаемого платежа;                                                                      - наименование, реквизиты плательщика и получателя средств;                          - наименование, реквизиты банков плательщика и получателя;                    - назначение платежа (для налогов установленной формы);                                 - сумму (цифрами и прописью);                                                                      - вид операции и очередность платежа;                                                         - подписи уполномоченных лиц;                                                                     - оттиск печати (в установленных законом случаях).                      Клиент может самостоятельно заполнить платежное поручение и обратиться с ним в банк. Но от даты оформления платежки до даты обращения в банк должно пройти не более 10 календарных дней. Как правило, этот документ составляется в четырех экземплярах (по одному экземпляру плательщику, получателю и их банкам). При этом обязательное проставление подписей и оттиска печати (если нужно) предусмотрено только на первом экземпляре, который остается в банке плательщика и подшивается в документы дня банка. На остальных экземплярах достаточно только подписей. Передача платежного поручения в банк может производиться как в бумажном виде, так и в электронном (например, при помощи системы «Клиент-Банк»)[4].

Главное при расчете платежными поручениями - это четкое и внимательное заполнение необходимых реквизитов. В случае несоответствия каких-либо данных денежные средства, конечно, не пропадут бесследно, но могут «зависнуть» на балансе банка в качестве невыясненных и не дойти вовремя до нужного получателя. А это, в свою очередь, может обернуться серьезными последствиями - пенями и штрафами.


3. Аккредитив и его виды


Аккредитив - это одна из форм безналичных расчетов между продавцами и покупателями. По своей сути он является гарантией безопасности и законности проведения любой сделки. Оформляя аккредитив, клиент (покупатель) поручает банку перевести определенную сумму денежных средств на счет другого лица (продавца) после выполнения и документального подтверждения им своих обязательств по договору. Применительно к сделке купли-продажи квартиры схема расчетов выглядит следующим образом:

1) Покупатель и продавец заключают между собой договор о том, что рассчитываться по сделке они будут посредством аккредитива;

2) Покупатель обращается в кредитную организацию с заявлением на оформление аккредитива. Для этого он должен иметь свой счет в банке (карточный или депозитный).

3) На имя продавца в обслуживающей его кредитной организации открывается специальный счет «Аккредитивы», о чем извещается его владелец. На этот счет банк покупателя (банк-эмитент) и перечисляет денежные средства со счета своего клиента.

4) При завершении сделки купли-продажи продавец предоставляет в свой банк необходимые по договору документы. Если в их достоверности, правильности и законности оформления не возникает сомнений, то банк продавца (исполняющий банк) списывает средства со счета «Аккредитивы» на счет своего клиента.

Если счета и покупателя, и продавца находятся в одном и том же кредитном учреждении, то схема значительно упрощается[5].

Подобная система расчетов уместна не только при сделках с недвижимостью. Она возможна при любых операциях, связанных с приобретением товаров или оказанием различных услуг, при условии, что они не связаны с предпринимательской деятельностью частного лица. Подобным образом можно расплатиться за автомобиль, получить дорогостоящие медицинские услуги и т.д. Главное здесь - согласие обеих сторон на проведение расчетов подобным образом. Особую актуальность аккредитивы приобретают при сделках с незнакомыми покупателю продавцами, о репутации которых ничего не известно. Неоспоримым преимуществом аккредитива для физических лиц, впрочем, как и всех безналичных операций, является отсутствие необходимости иметь на руках большие суммы наличных денег и беспокоиться за их транспортировку.

Банки могут открывать своим клиентам несколько видов аккредитивов. Основные из них:

- покрытый аккредитив, называемый также депонированным, открывается при перечислении средств со счета покупателя;

- непокрытый аккредитив (гарантированный) открывается при наличии корреспондентских отношений между банками, т.е. исполняющий банк просто списывает сумму аккредитива с корсчета банка-эмитента, а тот уже потом получает средства от клиента (покупателя), на которого он предоставил гарантию;

- отзывный аккредитив подразумевает возможность его последующей отмены плательщиком;

- безотзывный аккредитив подразумевает возможность отмены только по инициативе продавца.

Порядок расчета по аккредитиву, условия оплаты и извещения сторон, а также реквизиты всех участников сделки отражаются в основном договоре по аккредитиву. Все вопросы, касающиеся взаимоотношения банков при аккредитивной форме расчетов, определяются в соответствующих соглашениях между ними.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты