Расследование преступлений несовершеннолетних

Расследование преступлений несовершеннолетних

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права








Юридический факультет

Предмет Криминалистика






Контрольная работа

Тема Расследование преступлений несовершеннолетних










Санкт-Петербург, 2008г.

Содержание


Введение

1. Особенности криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних

2. Тактические особенности производства отдельных следственных действий

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г., посвященной защите чести и достоинства от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Особенно важно в этой связи то, что наличествует опасная тенденция к увеличению числа малолетних (лиц до 14 лет), участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов[1].

Преступность в среде несовершеннолетних – это серьёзная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути, просто дети, жизнь которых только начинается.

Практика свидетельствует о серьёзном обострении криминальной ситуации в молодежной сфере. Поэтому с давних пор преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых по многим причинам. Главное – это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Тема представленной работы будет рассмотрена с позиций следующих вопросов: криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних; организация проведения следственных действий с участием несовершеннолетних и раскрытие тактических и уголовно-процессуальных особенностей производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних. Исследование данных аспектов темы я определяю как цель и задачи своей работы.

1. Особенности криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних


Характеристика преступлений несовершеннолетних предопределена самой формулой закона УК РФ. Здесь закреплены особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установлены возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу преступников. Согласно закону, несовершеннолетними считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. В большинстве своем названные лица совершают те же преступления, что и взрослые. Чаще всего это так называемые преступления по линии уголовного розыска[2].

Создание данной методики расследования обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Как субъективные, так и объективные факторы существенно влияют на такие черты личности, как: общественное и правовое сознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другим людям и т.д.

В отечественной криминалистической литературе принято классифицировать несовершеннолетних правонарушителей на 4 типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны.

К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступления; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно положительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные правонарушения под влиянием конфликтной и чрезвычайной ситуации.

Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т.п.

Третий тип – это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к административной ответственности, направлялись в специальные школы. Мотив и цель преступления формируются у них специально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника.

К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представляет серьёзную опасность для общества, чьё поведение носит стойкий антисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые, а также лица, уклоняющиеся от работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры[3].

Повышенное качество и эффективность расследования преступлений несовершеннолетних обусловлены необходимостью не только своевременного пресечения противоправного поведения несовершеннолетних, но и обеспечения неотвратимости наказания за общественно опасные действия, но и важностью своевременного нравственно-психологического воздействия на подростка-правонарушителя.

Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены условиями жизни и воспитания. Подобные качества надо учитывать при расследовании преступления, совершенного подростком. Распространенным в этом возрасте недостатком характера является упрямство, которое, так же как грубость и дерзость, обусловлено особенностями микросреды, в которой живет и воспитывается подросток. На предварительном следствии следователь может столкнуться и с таким качеством несовершеннолетнего, как лживость[4].

Установление психологического контакта как условие успешности расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависит от такого качества следователя, как справедливость, которое несовершеннолетние ставят на одно из первых мест в ряду положительных качеств человека.

Важное процессуальное и этическое значение имеет рассмотрение ходатайств несовершеннолетнего обвиняемого. Подросток должен почувствовать заинтересованность следователя в объективном расследовании всех обстоятельств.

Важным моментом расследования является установление психологического контакта. Для этого, прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, вспыльчивость, лживость и др.)[5].

Необходимым условием установления психологического контакта являются безупречное знание следователем материалов уголовного дела. При подготовке к допросу необходимо получить сведения о положительных качествах подростка, его интересах, которые можно удачно использовать для установления психологического контакта.

Следующий шаг – создание обстановки, налаживание таких отношений, при которых сохранилось бы доброе доверие.

Неотъемлемым элементом психологического контакта является манера обращения и разговора с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым, тон речи следователя. Следователю необходимо точно выражать свои мысли и чувства. Надо, чтобы речь была живой, яркой. При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные следственные действия с их участие должны быть непродолжительными[6]

2. Тактические особенности производства отдельных следственных действий


Началом правильной организации расследования дел о преступлениях несовершеннолетних является специализация следователей и участковая система, которые способствуют более глубокому изучению личности несовершеннолетних правонарушителей, а также изучению способов совершения и сокрытия преступлений и на их основе выработке наиболее целесообразных и эффективных тактических приемов расследования.

Планирование в работе следователя имеет программно-целевое, организующее и дисциплинирующее значение для его деятельности.

В ходе расследования, наряду с вопросами об обстоятельствах преступления, виновности подростка, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, причиненном ущербе и т.д., следует предусмотреть необходимость тщательной проверки, которая предполагает: точное установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого; выяснение условий жизни и воспитания; установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту (ст. 421 УПК РФ).

Правильное решение об очерёдности и особенностях тактики следственных действий зависит от ряда обстоятельств и от характера совершенного несовершеннолетним преступления, способа и времени деяния, содержания первичных данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, типичной следственной ситуации, сложившейся по делу[7].

Предварительное следствие по делам несовершеннолетних обусловлено особым процессуальным режимом, который определяет исходные положения методики расследования рассматриваемой категории дел и тактики отдельных следственных действий.

Осмотр места происшествия является одним из первых следственных действий. Он позволяет выя вить следы, особенности механизма совершенного преступления и др. данные, свидетельствующие об участии в преступлении несовершеннолетнего. Данные, полученные при осмотре места происшествия, которые в своей совокупности составят отдельные элементы криминалистической характеристики преступления, помогут следователю собрать необходимую информацию о субъекте преступного посягательства.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать следующие факты, относящиеся к способу совершения преступления:

1) отсутствие целеустремлённых, продуманных действий, направленных на подготовку к совершению преступления;

2) неухищренные способы проникновения в помещение, использование небольших проемов и др.;

3) похищение незначительных по весу товаров;

4) отсутствие профессиональных и специфических навыков, в связи, с чем применяются неухищрённые способы взлома и открытия запоров, использование в качестве орудия преступления предметов повседневного обихода;

5)совершение на месте происшествия озорных, а иногда и циничных действий (написание нецензурных надписей, порча товаров и т.д)[8].

Материальные последствия преступления, связанные с изменениями в обстановке места происшествия, также могут свидетельствовать об участии в совершении преступления подростков, в частности: небольшие по размерам следы рук и ног человека; следы обуви; личные вещи преступника; следы и надписи на вертикальных поверхностях; следы зубов.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о подозреваемом. О привычках можно судить по оставленным на месте преступления окуркам, посуде из-под винно-водочных изделий. Поиск при осмотре места происшествия должен быть направлен и на выявление навыков, определённых знаний несовершеннолетнего. В следах преступления проявляются и такие личностные качества, как цинизм, жестокость, садизм, дерзость[9].

Обыск  по делам несовершеннолетних производится как для обнаружения похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, в которых подросток был в момент преступления, так и записных книжек, переписки, чтобы выявить ближайшее окружение, его связи, потребности и интересы. При обыске должен присутствовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), если его присутствие невозможно, приглашаются представитель и двое понятых[10].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты