Рассмотрение дел об административных правонарушениях

- знакомиться с материалами дела;

- давать объяснения, представлять доказательства;

- заявлять ходатайства;

- пользоваться юридической помощью защитника;

- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;

- обжаловать постановление по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны быть выяснены следующие вопросы:

- был ли факт нарушения;

- виновно ли лицо в его совершении;

- имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассмотрение дела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.

3. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое может быть двух видов – о наложении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу. Постановление должно содержать:

- наименование органа, вынесшего постановление;

- дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

- изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

- указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность;

- принятое по делу решение;

Федеральный закон № 143-ФЗ предусматривает необходимость указания срока и порядка обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых ранее вещах и документах, при этом необходимо отметить, что, согласно Закона № 143-ФЗ, решение о конфискации алкогольной продукции может быть решен только судом. К тому же, здесь возможна ссылка на ст. 35 Конституции РФ, также предусматривающую возможность лишения собственника имущества только судом.

Если арбитражный суд пришел к выводу о привлечении субъекта к административной ответственности, то резолютивная часть решения должна содержать следующие сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 206 АПК: 1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; 3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ч. 5 ст. 206 АПК РФ).

Решение суда о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Это укороченный срок, так как по общему правилу он составляет месяц со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Арбитражное процессуальное законодательство установило апелляционный порядок обжалования решений о привлечении к административной ответственности. Поскольку законом установлен десятидневный срок для вступления решения о привлечении к административной ответственности, то именно в течение этого срока может быть подана апелляционная жалоба. На апелляционный пересмотр судебного решения распространяются уже общие правила, установленные АПК РФ


3. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании решений по делам об административных правонарушениях органами исполнительной власти


Право на обжалование привлечения к административной ответственности вытекает из конституционного права, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Возбуждение дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности связано с совершением судьей ряда действий по определению того, есть ли основания для возбуждения дела в арбитражном суде.

Законодательно установлен срок подачи заявления в арбитражный суд на оспариваемый акт о привлечении к административной ответственности - в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Соответственно КоАП РФ также установил десятисуточный срок обжалования действий административных органов о привлечении к административной ответственности, уточнив при этом, что срок исчисляется с момента вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). «В силу административного законодательства постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела»[16]. Копия постановления по делу вручается под расписку представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю, в отношении которых оно вынесено, или по их просьбе высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, указанным в АПК РФ, среди которых можно выделить общие требования, предъявляемые ко всем заявлениям, искам, и специфические, продиктованные особенностями рассмотрения дел данной категории.

НК РФ не освободил заявителя, оспаривающего наложение на него административного взыскания, от уплаты государственной пошлины. Согласно статье 333.21 НК РФ, она составляет 100 рублей для физических лиц и 2000 рублей для организаций. «При применении этого положения следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.

О принятии заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения (ст. 127 АПК РФ).

Однако, если заявление подано с нарушением ст. 125, 126, 204 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявление без движения, устанавливая срок, в течение которого должны быть устранены недостатки (ст. 128 АПК РФ).

Арбитражный суд возвращает заявление в случаях, установленных АПК РФ (этот вопрос, а также последствия возвращения заявления подробно были изложены выше при рассмотрении материала, посвященного делам о привлечении к административной ответственности арбитражным судом).

В случае неподведомственности дела арбитражному суду дело не подлежит возбуждению.

Подготовка дела к судебному разбирательству осуществляется согласно требованиям как АПК РФ, так и КоАП РФ. В частности, при необходимости судья вправе назначить экспертизу, затребовать необходимые доказательства (в порядке ст. 66 АПК РФ) и пр. На этой стадии обязательно проверяется качество составленного протокола об административном правонарушении, разрешаются заявленные ходатайства лиц, участвующих в деле.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ). Относительно иных обстоятельств дела действует общее правило распределения обязанности по доказыванию - каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые ссылается.

В силу специфики распределения обязанности по доказыванию в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе (ч. 5 ст. 210 АПК РФ). Порядок истребования доказательств установлен в Общей части АПК РФ (ст. 66).

В силу АПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности являются следующие:

1) решение административного органа о привлечении лица к административной ответственности. Именно этот документ становится прежде всего объектом исследования в суде на предмет его законности и обоснованности. Как уже отмечалось, решение административного органа о привлечении к административной ответственности должно быть обязательно приложено к заявлению, поданному в арбитражный суд;

2) протокол об административном правонарушении. Именно в протоколе об административном правонарушении фиксируется событие административного правонарушения, отражаются обстоятельства совершенного правонарушения. Помимо протокола об административном правонарушении могут быть представлены в арбитражный суд и иные документы.

Например, когда индивидуальный предприниматель оспорил в арбитражном суде примененное к нему административное взыскание. В силу действующих нормативных правовых актов в случае реализации табачной продукции в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. Копии справок должны находиться в каждой торговой точке лица, осуществляющего розничную продажу. Отсутствие указанных документов у заявителя подтверждается материалами дела (акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол изъятия, объяснения директора магазина);

3) документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации);

4) документы, подтверждающие правомочие административного органа по привлечению лиц к административной ответственности. Так, если дело рассматривалось коллегиальным органом, то необходимым доказательством будет являться протокол заседания этого коллегиального органа;

5) подтверждение того, что административное правонарушение связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждение может быть и в протоколе об административном правонарушении, но необязательно. Арбитражный суд вправе затребовать представления учредительных документов;

6) доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельств дела. Так, это могут быть письменные объяснения и замечания на протокол об административной ответственности субъекта этой ответственности, данные после ознакомления с составленным в его адрес протоколом об административном правонарушении, заключения экспертов, показания свидетелей, присутствовавших при составлении протокола об административном правонарушении, и т.д.;

7) доказательства, характеризующие имущественное положение заявителя и его личность (если заявителем выступает индивидуальный предприниматель). В данном случае будут представляться доказательства, отражающие обстоятельства конкретного дела (справка банка об отсутствии денежных средств на счетах заявителя, справка о семейном положении и о нахождении на иждивении заявителя несовершеннолетних лиц, характеристика и т.д.).

Так же как и при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности, объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело, свидетелей могут быть в устной и письменной форме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты