Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
Им. Н.И. Лобачевского
Курсовая работа
По дисциплине: «Конституционное право»
На тему: «Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Обухова Н.А
Арзамас 2010
План
Введение
1. Разделение властей в истории политико-правовой мысли
2. Президент РФ в системе органов государственной власти
2.1 Конституционный статус Президента РФ
3. Законодательные органы государственной власти
3.1 Понятие парламента и его структура
3.2 Полномочия парламента
4. Исполнительная власть и ее органы
4.1 Понятие исполнительной власти
4.2 Правительство
5. Судебная власть и ее органы
5.1 Понятие судебной власти
5.2 Осуществление судебной власти
6. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема "Принцип разделения властей" в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов XX века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Основной целью данной курсовой работы является всестороннее исследование сущности теории разделения властей.
Объектом исследования являются принцип разделения властей и правовые отношения, осуществляемые в связи с закреплением и осуществлением принципа разделения властей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются построение и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, в которых закрепляются принципы организации, механизмы и процедуры взаимодействия ветвей государственной власти.
Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующие задачи:
Проследить исторические корни принципа разделения властей;
Рассмотреть данный принцип на практике в России;
Раскрыть содержание принципа разделения властей.
Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: Чиркина В.Е., М. Валуева; научные работы: Ш. Монтескье, Дж. Локка, К. Маркса, Ф. Энгельса; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.
Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, Конституционное право, помогут мне выявить в работе механизм действия принципа разделения властей.
Основными методами, используемыми мной в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.
1. Разделение властей в истории политико-правовой мысли
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632--1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).
В основании политической философии Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности ("Трактаты о правительстве"). "Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность). «В естественном состоянии, - говорит Локк,- люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений... Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство... Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов.
Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием...».
Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной — король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.[1]
Марксистско-ленинская теория отвергает теорию разделения властей как игнорирующую классовую природу государства.
По словам Ф. Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля.”[2]
2. Президент РФ в системе органов государственной власти
Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.
В отношении законодательной ветви власти Президент обладает очень обширными полномочиями:
1) Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса. Законопроекты могут разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу.
2) Президент обладает правом относительного вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы против вето Президента выступило не мене 2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.
3) Президент назначает выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.
4) Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете. Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.
5) Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Другие органы не вправе принимать решение о всенародном голосовании.
6) Президент вправе распустить Государственную Думу в 3-х случаях:
- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;
- в случае двукратного вынесения недоверия Правительству в течение трех месяцев;
- в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству.
Кроме этого, можно выделить ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
- в течение одного года после его избрания;
- с момента вынесения обвинений против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в течение 6 месяцев до окончания сроков полномочии Президента.
Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает существенной компетенцией в законодательной ветви власти.
Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:
1) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.
2) Президент формирует состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров, а Президент непосредственно их назначает.
3) Президент имеет право председательствовать на заедании Правительства.
4) Президент имеет право роспуска Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения Думой недоверия вправе этого не делать.