Ученые отмечают еще одну особенность оценки эффективности деятельности государственного управления, проявившуюся в международной практике. Она смещается в сторону факторов социокультурного и духовного характера, что отражает изменение в иерархии ценностей управленческой деятельности. Положительные ценностные показатели технико-технологического и экономического характера отодвигаются показателями социокультурными.
Критерии социальной эффективности управления. В числе критериев отмечается как общий критерий (в интерпретации автора) - глубина "учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей". Вместе с тем называются и другие критерии проявления управленческой деятельности в социальной сфере: степень "соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем се параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника..."; законность решений и действий управляющих структур и работников..." и т.д.
Оценка эффективности тех или иных государственных программ (экономического, социального или культурного развития) возможна с привлечением таких показателей: объема выполненных работ и проведенных мероприятий, соотносимого с расходами; реализации официально установленных стандартов потребления товаров и услуг; уровня удовлетворения потребностей и запросов населения в определенных услугах и предметах жизненной необходимости, что фиксируется, в частности, опросами населения и анализом жалоб и предложений граждан; динамики роста бюджетных ассигнований и пр.
Факторы эффективности государственного управления рассматриваются в качестве отправных посылок и рамочных условий в анализе эффективности управления. Они могут быть общесистемными, на уровне подсистем - экономической, социальной, политической, правовой – и субъектов Федерации, или на уровне структурных форм организации власти и управления соответствующих подсистем и уровней. В последнем случае роль общесистемных и региональных факторов будет выявляться опосредованно - через анализ условий и механизмов управления корпоративного масштаба.
Общесистемные факторы эффективности государственного управления можно свести к четырем группам:
- базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции и модели развития общественной системы; политический курс;
- организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства;
- состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством;
- экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.
К сожалению, деятельность государственных органов в РФ пока еще мало анализируется с позиций эффективности. Здесь предстоит сделать еще очень много - от разработки конкретных критериев эффективности работы каждого подразделения государственного аппарата до преодоления психологического барьера у руководителей и специалистов государственных органов, мешающего им оценивать управленческую деятельность с позиций эффективности.
Основные проблемы государственного управления в Российской Федерации на современном этапе
Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако, независимо от того, поддерживает общество укрепление вертикали власти или негодует по поводу очередных фактов коррупции в государственном аппарате, остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, в том числе с позиций теории государственного управления.
Научный, объективный анализ деятельности государственного аппарата, его эффективности крайне важен для нашей страны. Однако очевидная необходимость широкого использования современных достижений административной науки сталкивается с одной стороны, с незнанием ее возможностей (а иногда и ее существования!), а, во вторых, с тем, что научный анализ государственного управления не всегда вписывается в интересы политической верхушки. Географии и физике в этом смысле гораздо проще.
Последнее десятилетие уходящего века оказалось для России поистине переломным. В частности, оно показало, что решение острейших проблем в нашей стране невозможно без эффективно функционирующего государства, которое уже не может и не должно ограничиваться скромной ролью "ночного сторожа". Тезис о необходимости возврата государства к более активной политике во всех областях общественной жизни сегодня разделяется практически всеми политическими силами, да уже и реализуется властями - от решения чеченских проблем до управления сельским хозяйством. Однако в современных условиях, когда политическая эволюция России ориентируется на стандарты западной демократии, этот возвращение государства должно означать те только и не просто повышение властных, регулирующих полномочий государственного аппарата, но и соответствующий рост умения и ответственности как политических руководителей, так и чиновничества в целом.
Для России эта проблема носит глобально - исторический характер. Впервые за всю тысячелетнюю историю российское государство реорганизуется в ходе очередной смуты не как традиционная разновидность монархического или тоталитарного режима, а как действительно демократическая система, отвечающая современным международным требованиям в этой сфере. В Республике Башкортостан этот поворот более сложен не только в силу достаточно ярко выраженных восточных традиций, но и из-за того, что демократизация государственного управления должна осуществляться параллельно с развитием государственности Республики Башкортостан.
Осуществляемая реформа государственного управления имеет множество различных аспектов (социальных, национальных, исторических, духовных, экономических, организационных, кадровых и т.д.) и непредсказуемый итоговый результат. Однако представляется принципиальным то, что она по-новому - для России - ставит проблему государственного аппарата, государственного чиновничества в целом. Место и роль государства в жизни общества, эффективность государственной машины) непосредственно зависят от государственных служащих, Можно без преувеличения сказать, что последние - и непременное условие и важнейшее средство преобразования государства, ибо они и есть человеческая, субъектная, решающая компонента государства как субъекта общественного развития.
В данном пособии проблема реформирования российского государства рассматривается с точки зрения организационно-управленческих подходов, тех, что исследуются на Западе в рамках так называемой административной науки. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.
Система государственного управления в России - не как наука, а как важнейший атрибут государства - радикально изменилась за последние годы: создана новая правовая база, функционируют иные, чем прежде, органы государственного и местного управления, существенно поменялись принципы и приоритеты этой системы. В Республике Башкортостан также были осуществлены глубокие преобразования как в рамках демократизации, так и в области суверенизации государства. Верховный Совет сменил профессиональный парламент - Государственное Собрание, сформирован институт Президента, реорганизованы республиканские и территориальные исполнительные органы, создана собственная система конституционного права, своя система подготовки кадров (БАГСУ) и т.д.
Можно говорить о том, что сформирована в целом новая государственная служба. Ее важнейшими особенностями по сравнению с советской госслужбой является, с одной стороны, опора на исторические традиции российского государственного строительства (единая табель о рангах, учет местной и региональной специфики, автономия местных органов власти (земств) при сохранении государственных гарантий и льгот муниципальным служащим и т.д.). С другой стороны - широкое использование опыта организации государственного управления, государственной службы в западных странах, особенно в США, Франции, Германии. Размах и глубина преобразований, а также степень использования иностранного опыта, пожалуй, не уступят реформам петровской эпохи.
Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом, оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффектив чем даже во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд, это непонятно, так как те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам: ментальные, сущностные, системные проблемы ("западная демократия не для нас"); или тактические ошибки, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса? Думается, что имеет место и то, и другое.
Основные организационные проблемы государственного управления в современной России
Основные организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:
1. Авторитарные методы управления. Управленческий дух, атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики - и даже раньше -и по существу остаются такими же и сейчас. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в государственном аппарате, который привык работать в традициях восточной бюрократии. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.
2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.
3. Не отработана так называемая вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.
4. Коррупция и протекционизм буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.
Впрочем, эта тема требует серьезного научного анализа, здесь не все однозначно. Часто общественное мнение просто демонизирует чиновников, изначально и поголовно причисляя их к нахлебникам, казнокрадам и т.д. Как показывают наши исследования, да и проверки контрольных органов, в Республике Башкортостан коррупция в классическом понимании незначительна, скорее можно говорить о протекционизме, злоупотреблении служебным положением и отсутствии служебной этики.
5. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Абсолютное большинство из них не имеет профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования. Значительная часть аппарата сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.
6. Недостаток качества работников государственного управления, к сожалению, "компенсируется" их количеством. Становится неоправданным и очевидным Речь идет не столько о простом, физическом разбухании штатов госаппарата (в последнее время в среднем на 3% в год), сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов власти.
Впрочем, не нужно и преувеличивать эту проблему: в России насчитывается всего около 1 миллиона 200 тысяч работников государственной власти и местного самоуправления (без учета работников силовых ведомств), в том числе в Республике Башкортостан более 26 тысяч. В среднем на тысячу жителей России приходится 8 работников государственной власти и местного самоуправления (в РБ чуть больше 6), что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей. Госслужащих Республики Башкортостан около 7 тысяч, что составляет всего 1,7 чиновника на тысячу жителей республики.
7. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.
8. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.
Заключение
Таким образом, на фоне имеющихся проблем государственного устройства, уже несущественными кажутся снижение служебной дисциплины, старение кадров, слабое информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д.
Вышесказанное позволяет усомниться в однозначности и эффективности осуществляемой реформы системы государственного управления в России. Безусловно, ее нужно проводить более последовательно, системно и решительно.
Таким образом, мы видим, что система государственного управления в России находится на перепутье и выбор путей ее развития (западный традиционный, свой собственный) по-прежнему актуален. История, Россия сделают этот выбор, важно лишь, чтобы он был осуществлен при достаточном системном, информационно-аналитическом, кадровом и организационно-техническом обеспечении.
Список используемых источников и литературы
1. Атаманчук Г.И.. Критерии социальной эффективности управления ./С б. "Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России". - Ростов н/Д., 2008.
2. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления.
Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Уфа: РИО БАГСУ, 2005.-310 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.
4. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов. – М.: Высшая школа, 2004. – 294 с.
5. Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие / В.Д. Граждан – М: Гардарики, 2004. – 418 с.
6. Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекпий. - Ростов н/Д, - С.238.
Страницы: 1, 2