Реализация права наций на самоопределение в первые месяцы Советской власти

2.2 Становление независимой Финляндской Республики

 

После свержения Временного правительства политика независимости Финляндии была направлена на скорейший выход из состава единого государства. Но существовало два варианта обретения независимости. Социал-демократическая партия считала необходимым урегулировать данный вопрос на основе новых документов советского правительства. В противовес ей выступали буржуазные партии, поддерживаемые Германией, желавшие не обращаться к большевистскому правительству В. И. Ленина, а искать поддержку для признания независимости у западных держав.

В результате различных мнений и противоборства двух сторон в стране быстро обострилась политическая борьба, каждый настаивал на своем варианте решения проблемы. Такая нестабильная обстановка, сопровождавшаяся всеобщей забастовкой, привела к неизбежной смене правительства[12]. Новый орган во главе со П.Э. Свинхувудом, получивший название «сенат независимости», был составлен только из представителей буржуазных партий, и его главной задачей было получение международного признания. Это правительство категорически не хотело обращаться к России, тем самым не желая признавать новую власть.

Была сформирована Декларация независимости Финляндии, с которой правительство собиралось обратиться к странам мира для признания ее независимости, но с умолчанием относительно проблемы урегулирования отношений с Россией. После победы проекта буржуазных партий над социал-демократическим, заключавшимся в создании совместной комиссии по урегулированию взаимоотношений, на собрании парламента 6 декабря Декларация была признана официальным документом. Но мировая общественность, в том числе и Германия со Швецией, не пожелала признавать свободу Финляндии до того, как этот вопрос не будет решен с Россией.

Сенат был вынужден отправить своих представителей в Россию для решения проблемы. Встреча прошла 14 (27) декабря в Смольном, где В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий выразили согласие на отделение Финляндии[13]. Независимость была фактически признана уже на следующий день на заседании Центрального Комитета РСДРП. За этими событиями последовало и юридическое оформление соглашения. В ответ на ходатайство финляндской делегации П.Э. Свинхувуда, прибывшей в Петроград, советское правительство 18 (31) декабря 1917 года представило Декрет о государственной независимости Финляндии[14], который несколькими днями позже был утвержден Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. По нему должна была быть провозглашена непосредственная независимость Финляндской Республики и организована комиссия по урегулированию отношений.

Таким образом, советское правительство признало буржуазный сенат Финляндии. Признание же Финляндии другими странами: Швецией, Францией, Германией, Великобританией и США было направлено исключительно на извлечение политической выгоды. [15]

В начале 1918 года Финляндия была формально признана независимой страной. Но почти сразу же в ней прошла революция, установившая на части территории страны власть красного движения. А сопротивление белых финнов в лице буржуазного сената перешло в гражданскую войну. Двумя политическими центрами были заключены договоры с Россией и Германией. Запланированное В.И. Лениным вхождение Финляндии в состав конфедерации посредством революции на добровольных началах было отвергнуто, и был установлен договор по «укреплению дружбы и братства между упомянутыми свободными республиками», подчеркивающий признание полной и безусловной независимости Финляндской республики[16]. Договор же с Германией предполагал помощь в прекращении финляндской революции, осуществление которого привело к победе белого движения и окончанию гражданской войны.

2.3 Становление независимой Украинской Республики


В Украине также имелись свои сложностью с обретением независимости. Напряжение в стране, связанное с продолжением войны, голодом и разрухой, вылилось в формирование революционных сил, фактически ликвидировавших царское управление. В связи с этим произошла легализация различных политических и общественных организаций и появление таковых. Среди них наибольшее значение имел общеукраинский общественно-политический центр – Украинская Центральная Рада, созданная 3 марта 1917 года во главе с Грушевским, основной целью которой являлось восстановление национальной государственности и получение от Временного правительства широкой автономии для Украины.

В связи с этим принимались различные манифесты и проводились мероприятия. Так, прошли Украинский национальный конгресс, имевший целью добиться переговоров с Россией и два Украинских войсковых съезда, создавших основу украинской армии, необходимую для возрождения государственности, однако так и не признанную Радой по идеологическим причинам. Свои же обращения к народу она оформляла в виде так называемых Универсалов.

В поисках компромисса в Петроград были отправлены представители от Украины с прошениями. Однако Временное правительство отказало Украине даже в «скромнейшем и законнейшем»[17], по выражению В. И. Ленина, праве на автономию, которое Советская власть безоговорочно бы признала право украинского народа на автономию. Ответом ему последовал первый Универсал, принятый на закрытии II войскового съезда, фактически закреплявший государственные функции за Центральной Радой. После него также был сформирован Главный Секретариат, исполнявший роль правительства. В июле 1917 года Генеральный Секретариат попытался найти компромисс с Временным правительством, поэтому был создан II Универсал, по которому Украинская Рада шла на значительные уступки по отношению к России, в числе которых значился и отказ от создания войска, несмотря на усиление военных сил в стране. Однако ей так и не удалось договориться с Российским правительством

После Октябрьской революции украинские большевики поддержали Петроградские события, однако захват власти на территории Украины им не удался. Ситуацию исправила Рада, имевшая широкую поддержку населения.

В этих сложных условиях ей принимается III Универсал, провозглашающий создание Украинской Народной Республики, основанной на связях с Россией, наряду с другими не менее важными пунктами. То есть юридически закреплялось создание воссоздание национального государства.

Большевикам необходимо было свергнуть органы бывшего Временного правительства на всей территории страны, но ими было встречено большое сопротивление националистов Рады. Поэтому большевики переехали в Харьков, объявили Центральную Раду вне закона и провозгласили там создание Украинской Советской Социалистической Республики, ставшую впоследствии второй после России советской республикой. Был также избран ее Центральный Исполнительный Комитет, образовавший правительство Советской Украины – Народный Секретариат вместе с 13 секретарствами – органами отраслевого управления. И в отличие от Украинской Народной Республики, УССР и ее правительство были официально признаны Советом Народных Комиссаров РСФСР уже через несколько дней.

Правовое положение Советской Украины не было еще точно определено. Предполагалось создание независимой, находящейся в федеративной связи на основах равенства республики, хотя признавала себя частью России, подобно автономным государствам[18].

С УНР на тот момент все обстояло по-другому. СНК выдвигал ей различные обвинения, основным из которых являлось непризнание новой советской власти, а также устанавливал ультимативные требования, заявляя, что их исполнение приведет к «признанию Украинской Народной Республики, ее права полностью отделиться от России».

Но все же Рада не пошла на сближение и в январе 1918 года в соответствии с Декларацией прав народов России приняла IV Универсал, в котором провозглашалась полная независимость УНР и содержался призыв для борьбы с большевиками. Мир быстро узнал об этом событии, и ряд стран признал эту самостоятельность.

Однако такая ситуация не устраивала Россию, что привело к наступлению большевистских войск, в результате которого был захвачен Киев. Но, желая как можно скорее подписать мирный договор, РСФСР была вынуждена признать полномочия украинской делегации на проходивших в то время в Брест-Литовске мирных переговорах между воюющими странами[19]. Несмотря на свою немногочисленность, эта делегация активно защищала свои национальные интересы и поэтому подписала мирный договор, а также сделала обращение к странам австро-венгерского и немецкого блока с просьбой о помощи в сохранении единой целостности своего государства. И в середине февраля войска этих стран начали оккупацию Украины. С середины февраля 1918 года началось наступление немецких и украинских войск на территорию, захваченную большевиками. К апрелю вся Украина была освобождена. Однако с самого начала немецкие власти начали активно вмешиваться в украинские дела. На одной из состоявшихся сессий Центральной Рады, была принята конституция УНР и избран президент УНР – Михаил Грушевский. Однако в тот же день, при поддержке немцев, власть захватил Павел Скоропадский, ставший впоследствии гетманом Украины. Но, проводя репрессивную политику, он быстро лишился почти всей поддержки в обществе и никакие меры уже не смогли спасти его положение. Украинские оппозиционные партии провели восстание против гетмана. Скоропадский отрекся от власти, и она перешла к Директории - управляющему органу, захвативших управление, партий. Войдя в Киев, Директория заново создала УНР, а немецкие войска вынуждены были освободить оккупированную территорию. В результате этого весной 1919 года советское правительство вернулось в Украину. Украинская Социалистическая Советская Республика была провозглашена как самостоятельное государство, подписано принятие ее Конституция. И к концу 1920 года Советская власть была установлена на большей части территории Украины.


2.4 Становление независимой Республики Армении

В первом десятилетии XX века Армения, вместе с народами России, устремилась к новым идеалам – политическая обстановка в России вызвала забастовочное движение, демонстрации, крестьянские волнения в Восточной Армении и всем Южном Кавказе.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года и уход российской монархии с исторической сцены не внесли существенных изменений в военную ситуацию на Кавказском фронте, но значительно оживили политическую жизнь Южного Кавказа. Демократические партии считали революцию завершенной и сотрудничали с Временным правительством.

Придя к власти, большевики вскоре после Октябрьской революции занялись подготовкой решения национального вопроса в Армении. Ими было официально сделано заявление о том, что армянам, живущим в Турецкой Армении, будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу[20].

Под неослабным интересом В. И. Ленина к этому вопросу Совет Народных Комиссаров Советской России издал декрет «О турецкой Армении»[21], которым правительство Советской России провозгласило право Западной Армении на полное самоопределение. Декретом предусматривалось беспрепятственное возвращение на родную землю беженцев-армян, образование народного правительства, избранного на демократической основе, вывод всех иностранных войск[22].

Советское правительство старалось всеми мерами способствовать осуществлению данного документа, что открывало возможность образования на территории Турецкой Армении независимого демократического национального государства и создания в будущем на его основе единого суверенного советского армянского государства, находящегося в связях с Россией. Однако историческая обстановка конца 1917 года и начала 1918 года сделала невозможной реализацию этого декрета.

В январе 1918 года Турция, воспользовавшись отводом русских войск с Кавказского фронта, начала наступление на Южный Кавказ. Правительство Советской России выразило протест туркам в ноте союзнику Турции – Германии. 22 апреля 1918 года Закавказский Сейм объявил об отделении Закавказья от Советской России и провозглашении «независимой республики», которую сразу же признала Турция. Большевистские организации Закавказья выразили протест против этого акта. Турецкое правительство, нарушив перемирие, заключенное с независимой республикой, в мае 1918 года вновь начало наступление войск, которое, однако, удалось остановить.

После самороспуска Закавказского Сейма в конце мая 1918 года Армения наряду с Грузией и Азербайджаном объявили себя независимыми, а армянский Национальный Совет провозгласил Республику Армению.

Осенью 1918 года, после поражения в мировой войне Германии и ее союзников, Турция освободила занятые ею территории Восточной Армении, были восстановлены границы 1914 года. Однако послевоенный хаос в экономике, инфляция, развал сельского хозяйства в Республике Армении, новое турецкое нашествие на Армению явились одними из причин, по которым в ноябре 1920 года власть в республике перешла в руки Революционного Комитета, возглавлявшегося большевиками.


2.5 Национальные отношения с другими народностями


Существовали и другие народности, пожелавшие использовать предоставленное им право на самоопределение. Но с их отделением не было таких проблем, как с описанными выше нациями. Так, безоговорочно были подтверждены права на выход Польши и Тувы.

Но Польское государство на тот момент не было создано по причине нахождения его территорий под немецкой оккупацией.

А в только что созданной Тувинской республике Советская власть была свергнута Колчаком, провозгласившим восстановление Российской империи[23].

Народы Прибалтики же, имея в своем распоряжении эти самые права, не пожелали юридически оформить свой выход, либо просто не было решимости объявить о создании нового государственного образования, что имело место быть по отношению к Латвии. Народы же Хивинского и Бухарского ханств сначала не признали Советскую власть и делали попытки достигнуть компромисса с местным представительством свергнутого Временного правительства. Однако, даже после того, как произошло изменение отношений с новой властью, правоотношения России с этими ханствами не были по-настоящему урегулированы.



Заключение


Таким образом, изучая данную тему, стало возможным понять и осмыслить историю и причины закрепления права наций на самоопределение в Советском законодательстве.

Непосредственная реализация этого права была рассмотрена на конкретных примерах, благодаря чему можно делать выводы о проводимой большевиками политике по созданию благоприятных условий для различных народов. Политика Советской власти была направлена исключительно на благо народных масс без какой-либо политической выгоды. Не понимая этого, отдельные нации лишь препятствовали получению помощи из рук нового правительства, в то время как другие разумно использовали предоставленные им возможности самоопределения.

В результате осуществления права наций на самоопределение территория Российской Республики уменьшилась в размерах. Но все же случилось так, как и предполагал В.И. Ленин. Большинство народов не захотели отделиться от «свободной социалистической Российской Республики». Такая политика оказала положительное действие и принесла хорошие плоды.

Социальное и национальное напряжение было снижено и в некоторой степени нормализовано. А также не менее важным фактом явилось то, что право на самоопределение создало возможность для преобразования не только территории, но и внутренней структуры Советского государства, изменения формы его государственного единства в сторону усложнения, в сторону федерации.


Список использованной литературы


1.         Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Сб. документов, М., 1957.

2.         Декреты Советской власти, т. I.

3.         Документы внешней политики СССР, т. I. М., 1957.

4.         Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1958.

5.         Мнацаканян А.Н. Ленин и решение национального вопроса в СССР, Ереван, 1970.

6.         Москаленко Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М., 2004.

7.         Музыченко П.П. История государства и права Украины. К., 2001.

8.         Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б). Август 1917 – февраль 1918. М., 1958.

9.         Собрание узаконений Временного правительства. М, 1942.

10.     Собрание узаконений РСФСР. М., 1917.

11.     Сталин И.В. Полное собрание сочинений. М., 1952.

12.     Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов, т. II. М., 1960.

13.     Чистяков О.И. История отечественного государства и права, ч. 2. М., 2006.

14.     Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922). М., 2003.

15.     Юссила О. и др. Политическая история Финляндии. М., 1998.


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 439.

[2] «Собрание узаконений Временного правительства», № 192, ст. 1114.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 4.

[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 378-379.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 120.

[6] Сталин И. В. Полн. собр. соч., т. 3, с. 170.

[7] «Второй Всероссийский съезд Советов», с. 112-143.

[8] «Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б). Август 1917 – февраль 1918». М., 1958, с. 118.

[9] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11, 13, 29.

[10] СУ РСФСР, 1917, № 1, ст. 2.

[11] СУ РСФСР, 1917,  № 2, ст. 18.

[12] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 109.

[13] Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 112.

[14] «Декреты Советской власти», т. I, с. 250.

 


[16] «Декреты Советской власти», т. I, с. 505.

[17] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 350.

[18] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов. т., II. М., 1960, с. 15-17.

[19] Музыченко П. П. История государства и права Украины. Киев, 2001, с. 245.

[20] «Документы внешней политики СССР», т. I, М., 1957, с. 35.

[21]  Мнацаканян А. Н. Ленин и решение национального вопроса в СССР, Ереван, 1970, с. 116, 117.

[22] «Декреты Советской власти», т. I, с. 298, 299.

[23] Москаленко Н. П. Этнополитическая история  Тувы в XX веке. М., 2004, с. 62-65.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты