Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме.
Конституция РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения [1.1.Ст.130].
Вывод. Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» [1.11]. В последствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г. Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» [1.2]. Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 [3.28]. Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:
инициатива проведения референдума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных (международных наблюдателей), представителей средств массовой информации; округ референдума, образование участков референдума; списки участников референдума; финансовое обеспечение референдума, фонды референдума; информационное обеспечение референдума; голосование; подсчёт голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума; опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума; рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме; ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.
Основополагающие начала для проведения выборов и референдума в России установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1.3], который был подписан Президентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовал одноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г. [1.12], действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» [1.6] и постановлением Конституционного Суда РФ [3.27]. Этот Федеральный закон включает в себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:
гарантии права граждан РФ на назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума; избирательные комиссии, комиссии референдума; гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума; гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Рассмотрим действие норм указанных законов на примере некоторых из них. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
1) изменения статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти [1.2.Ст.6].
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.
В законе приведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведение референдума.
1) Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2) Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.
3) Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.
4) Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается [1.3.Ст.13].
Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].
Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.
Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.
Глава 3. Реализация института референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы демократии:
· непосредственная или прямая демократия, когда сам гражданин принимает участие в решении того или иного вопроса;
· представительная демократия, в ее основе лежит передача населением части принадлежащей ему власти избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.
К формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:
· местные референдумы;
· муниципальные выборы;
· голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;
· собрания (сходы) граждан в малых муниципальных образованиях;
· народную правотворческую инициативу.
А к формам представительной демократии – саму деятельность этих выборных органов. Территориальное общественное самоуправление нельзя отнести к формам непосредственной демократии, а следует считать специфичной формой осуществления местного самоуправления.
Впервые в нашей стране термин «местный референдум», как элемент системы местного самоуправления, получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепление в ст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [2.18.С.367].