Региональные модели управления

Область обладает благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производство рапса, зерновых, молочное животноводство и производство молокопродуктов, производство и переработка мяса, звероводство. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ, янтарь, каменная и калийная соль, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь. В настоящее время область располагает двенадцатью месторождениями нефти. В структуре земельного фонда области преобладающими являются земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 53,44% территории области. Земли лесного фонда занимают 17,92% территории области, земли водного фонда 12,23%. Удельный вес земель поселений составляет 6,72% в структуре общей площади, земли промышленности и земли иного специального назначения – 6,39%. Земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,01%. Земли запаса составили 3,29% от общей площади земельного фонда. На долю области приходится около 0,5% суммарного валового регионального продукта регионов России. Населением области создается 0,5% оборота розничной торговли страны и 0,5% объема платных услуг. В экономику области в 2006 году по оценке Минэкономразвития России было инвестировано 0,7 % общей суммы капитальных вложений по России. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуры Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении. По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-западе и в макрорегионе Запад . Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры – Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.

Калининградская область имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего экономического развития ,однако для это требуется федеральное внимание.


2.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие успешному социально-экономическому развитию в Особой экономической зоне в Калининградской области:

существующая в Калининградской области дорожная сеть по своему состоянию не соответствует современным стандартам, в связи с чем требуется ее модернизация. Дороги, проходящие по транспортным коридорам, а также дороги, ведущие к пограничным пунктам пропуска, необходимо передать с регионального на федеральный уровень, поскольку область не может равняться по своим бюджетным возможностям со структурными фондами Европейского Союза, за счет средств которых финансируется реконструкция дорог в сопредельных с областью Литве и Польше.

Портовый комплекс Калининградской области стабильно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 – 2007 гг. грузооборот портов увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. тонн. Значительно возросла перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время усиливается конкуренция со стороны портов Литвы и Польши.

В целях обеспечения дальнейшего развития портового комплекса Калининградской области необходимо ускорить принятие решения о строительстве глубоководного порта в г.Балтийске.

В целях обеспечения пропуска транзитного грузопотока в направлении портовых терминалов в Калининградской области требуется строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Это позволит перейти к осуществлению всего комплекса транспортных услуг для обеспечения обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и повысить провозную способность железнодорожной инфраструктуры Калининградской области.

В настоящее время железнодорожное сообщение с портом Балтийск реализовано через центральную часть г.Калининграда, что снижает грузооборот и затрудняет дальнейшее развитие порта.

Неурегулированность статуса Калининградской области во взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского Союза (тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транспортной системы и Калининградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергетические ресурсы, в первую очередь топливо и электрическую энергию, область получает через территорию Литвы и Белоруссии).

Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры по территории области.

Существование объективных ограничений по дальнейшему развитию отраслей-лидеров, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутые параметры загрузки производственных мощностей, обеспеченность разведанными запасами природных ресурсов (нефтяные месторождения), ограниченность рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобрений), общий технологический уровень производств и другие.

Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни, несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, наличие диспропорций в территориальном развитии по уровню социально-экономического развития.

Для решения данного вопроса необходимо включить проект "Строительство железнодорожных подходов к портам в Калининградской области и обхода города Калининграда" в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

На сегодняшний день Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года в существующем виде не обеспечивает решения проблем региона. В этой связи Правительством Калининградской области в соответствии с п.3 протокольного решения Правительства Российской Федерации от 18 января 2007 года и п.9 раздела I протокола выездного совещания по вопросам социально-экономического развития Калининградской области от 26-27 апреля 2007 г. № 36-ГГ разработан и внесён на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации проект Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 годы.

Цель Программы: создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Таким образом, для развития региона Калининградской области требуется содействие в скорейшем принятии Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 годы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, с другой – нестабильностью законодательства по региональной политике.

Калининградская область является примером модели регионального управления ,на территории которой функционирует особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.

Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


1.Конституция РФ

2.ФЗ "О федеральных целевых программах регионального развития"

3.Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе развития Калининградской области"

4.Абдулатипов Р.Г. Федералогия- СПб.:Питер,2004

5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление-М.,2005

6.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление- М.,2005

7. Говоренкова Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Федерации- М.,2000

8. Государственно-территориальное устройство России /под ред. Гранберга А.Г., Кистанова В.В.-М.,2003

9. Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2006

10. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2007

11. Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб:Питер,2005

12. Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В.,М.,2000

13. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления-СПб:Питер,2004

14. Типология российских регионов/под ред.Главацкой Н.-М.,2002

15.Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2007 №1

16. archive.kremlin.ru

17. consultant.ru

18. garant.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты