1.2 Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
Законом установлены виды актов, которые принимает Конституционный Суд РФ. Часть из них именуется решениями. Кроме решений, Конституционный Суд РФ принимает и определения, постановления, заключение. Заключение Конституционный Суд РФ принимает тогда, когда рассматривает дело о правильности процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ в связи с обвинением в совершении им преступления.
Конституционный Суд РФ принимает постановление при рассмотрении по определенным категориям дел (ПРИЛОЖЕНИЕ 2):
1) о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) по спорам о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) по поводу толкования Конституции РФ.
Во всех остальных случаях Конституционный Суд РФ принимает определение (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Решение (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) принимается Конституционным Судом РФ в процессе рассмотрения дела, решением Конституционного Суда РФ оформляются процессуальные действия суда по рассмотрению дела. В каких же случаях Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде» предусматривает принятие решения?
Рассмотрим более подробно все случаи, когда Конституционный Суд РФ принимает процессуальные решения в ходе рассмотрения дела. Все решения Конституционного Суда РФ можно подразделить на 2 группы: это решения организационного характера и решения, которые принимаются в связи с рассмотрением конкретного дела в Конституционном Суде РФ.
Решения о персональном составе палат Конституционного Суда РФ и другие процессуальные решения (о выборе судьи-докладчика и т.д.). По итогам жеребьевки Конституционный Суд РФ принимает решение о персональном составе палат, в котором указываются фамилии, имена, отчества судей, вошедших в каждую из палат, а также определяется срок, по истечении которого может быть проведена новая жеребьевка в целях изменения персонального состава палат.
Данная группа решений предусмотрена Регламентом Конституционного Суда РФ и отчасти самим Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде». Эти решения не имеют отношения к рассматриваемому делу и принимаются Конституционным Судом РФ в целях организации своей деятельности. Фактически такие решения устанавливают то, «кто и за что отвечает». Кроме того, в эту же группу можно отнести решения об отстранении судьи от участия в данном деле,[4] о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, о временном приостановлении его полномочий и т.д.
В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда РФ, с согласия заболевшего судьи Конституционный Суд РФ может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда РФ.
Регламент Конституционного Суда РФ принимается Конституционным Судом РФ в форме решения. Это тоже процессуальный акт Конституционного Суда РФ, который принимается не в связи с конкретным рассматриваемым судом делом, а в целях обеспечения организации работы Конституционного Суда РФ.
Вторую группу решений Конституционного Суда РФ будут составлять решения, которые принимаются именно в связи с рассматриваемыми делами в Конституционном Суде РФ. Это процессуальные решения, которые регулируют правоотношения участников процесса именно в конкретном, рассматриваемом Конституционным Судом РФ деле. В первую очередь это решение, которым возбуждается дело в Конституционном Суде РФ. Решением оформляется и отказ в принятии дела к производству.
К этой же группе можно отнести решения, принимаемые на основании ст. 39 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»: это решение об освобождении от уплаты государственной пошлины, решение на основании ст. 47 указанного Закона о назначении дел к слушанию. Статья 49 того же Закона предусматривает составление проекта решения Конституционного Суда РФ по рассматриваемому делу еще на стадии подготовки дела к слушанию. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела оформляется решением Конституционного Суда РФ по данному вопросу на основании ст. 56 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде».
Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме. Решение о порядке исследования вопросов, принимаемое после выступления судьи-докладчика по делу, - на основании ст. 60 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде». Документы, исследованные Конституционным Судом РФ, подлежат по решению Конституционного Суда РФ приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях на основании ст. 65 указанного Федерального конституционного закона. Конституционный Суд РФ принимает именно решение в случае необходимости возобновления рассмотрения какого-либо вопроса, имеющего отношение к рассматриваемому делу.[5]
И, наконец, итоговое решение по делу, которым заканчивается весь процесс рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ.
При принятии любого (кроме итогового) решения Конституционный Суд РФ определяет, подлежит оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Конституционного Суда РФ. Проект решения, подлежащего занесению в протокол заседания Конституционного Суда РФ, представляется в письменном виде, если того требуют не менее трех судей. Обсуждение и принятие решения производятся в закрытом совещании по требованию не менее трех судей.
Порядок голосования по принятию решения, оформленного в виде отдельного документа, и поправок к нему определяется правилами, предусмотренными Регламентом Конституционного Суда РФ для принятия итогового решения по делу и поправок к нему, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Регламентом Конституционного Суда РФ. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда РФ, принятое в пленарном заседании, подписывается председательствующим и судьей-секретарем, а принятое в заседании палаты, председательствующим.[6]
конституционный суд российский
2. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия
2.1 Механизм принятия и юридическая сила решения Конституционного Суда
Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
При этом Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Особые мнения практикуются весьма часто.
Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры, не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.[7]
Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом. Конституцией РФ не предусмотрена возможность пересмотра Конституционным Судом РФ принимаемых им решений и образования для этого, какого бы то ни было органа.
Вместе с тем в соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ можно предложить, что решения Суда обжалуются в установленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Особое значение для эффективности системы конституционного контроля имеют юридические последствия и сила решений Конституционного Суда и механизм их исполнения. Прежний Закон о Конституционном Суде РФ исходил из того, что решения по делам о конституционности правоприменительной практики по своим юридическим последствиям принципиально отличаются от решений по делам о проверке конституционности нормативных актов. В первом случае - решения Суда о неконституционности правоприменительной практики непосредственно не сказывались на силе закона или нормативного акта, который лежал в основе такой практики: издавшие его органы обязаны были лишь изучить вопрос о необходимости отмены или изменения нормативного акта[8]. В то же время решения Суда по делам о проверке конституционности нормативных актов объявлялись окончательными, обжалованию не подлежали и были обязательны для всех органов власти и управления.