Римская республика

Римская республика

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ










Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ


Дисциплина: история государства и права зарубежных стран








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1











                                                                           Студентка: Криницына Анастасия

                                                                                         Александровна, 1 курс

г.Березники

2001

П Л А Н


1.      Римская республика: расцвет и падение.


2.      Роль юристов и юриспруденции в развитии римского права.


3.      Рецепция римского права в средние века.


4.      Римское право по законам ХII таблиц.















































Римская Республика: расцвет и падение.

            Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относиться к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединения путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

            Историческая традиция связывает закрепление побыды плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми в VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

            Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

            Все свободное население Рима – и члены римских родов, и плебеи – было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и так далее. Кроме того, из первого разряда выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды – тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

            Наиболее важным в этой части реформ было, то что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос  и голосование по традиции начиналось с центурий всадников первого разряда, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

            Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежащих в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образованно 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. В трибу входили патриции, и плебей, жившие в ней, подчинялись ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созывать свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

            Реформы Сервия Туллия повили итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс  развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

            В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V веке до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничивать произвол должностных лиц, которые по сохранившихся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto – правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев – издание в 451-450 гг. до н.э. Законов ХII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно токовать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах.

            Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 337 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было представлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были созданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев в этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

            Завершение борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

            Во II –I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификации сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинявшая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

            В этих условиях становиться все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полистной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

            При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Эту тенденцию не остановила и интенсивная урбанизация, развивавшаяся  ко II в до. н.э. Войны II - I вв. до н.э. несколько сместили акценты – они сопровождались массовыми порабощением завоеванного населения, что привело к резкому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приобретает «классический», античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных земледельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в до. н.э. и восстание по руководством Спартака 74-70 гг. до н.э., поставившее под угрозу самосуществование Римского государства.

            Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становиться убедительным свидетельством общей деградации свободных.

            Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в до. н.э. широкое движение протеста неимущественного населения, возглавляемого братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати – сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание. Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными и малоземельными гражданами. Получаемые ими участники становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Благодаря этой реформе несколько десятков тысяч граждан получили землю.

            Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат  Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного голосования в народном собрании, право нароноготрибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123-122 гг до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданами по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената – распоряжаться государственными расходами, так как финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, роль которого значительно возросла.

            Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность   для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалование и вооружение от государства и могли обжаловать приговоры о смертной казни в народное собрание.

            Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты