Родительские права и обязанности по воспитанию детей

Таким образом, делая вывод по главе можно отметить, что права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка.[10] Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право.


Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей


Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания ребенка, родители решают самостоятельно. Однако, в целях достойного воспитания ребенка, привития ему взаимной любви и уважения, помощь в этом вопросе родителям могут оказывать дедушка, бабушка, братья, сестры ребенка и другие близкие родственники. При нормально сложившихся отношениях родители, как правило, не возражают против такого общения, а наоборот всячески его поощряют. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип отражает положение, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей».[11] Ребенок в семье признается самостоятельным субъектом права, а не зависимым объектом «родительской власти». Интересы детей являются основным критерием при решении всех спорных вопросов, касающихся их жизни и воспитания.

К сожалению, нередки случаи, когда отношения между родителями ребенка и дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами другими родственниками осложнены. При таких обстоятельствах родители ребенка могут препятствовать такому общению.

Если родитель (один из них) не выполняет решение органа опеки и попечительства, то близкие родственники ребенка или непосредственно орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает возникший спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п.2 ст. 67 СК).

В нашей повседневной жизни иногда возникают обстоятельства, когда родители по каким-либо объективным причинам временно не могут осуществлять воспитание и проявлять заботу о своих несовершеннолетних детях. Это может быть вызвано длительной болезнью родителей (одного из них), нахождением в служебной командировке и т.д. Тогда они до момента своего возвращения в семью могут передать своего ребенка на воспитание родственникам, друзьям, знакомым, поместить его в какое-либо детское или социальное учреждение.

После своего возвращения родители просят лиц, у которых временно находились дети, их вернуть. Но, к сожалению, иногда лица, у которых находился ребенок, не желают добровольно возвращать его родителям. В этом случае родители в силу ст. 68 СК вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения, посредство подачи искового заявления в суд (см. приложение 1).

Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание своих детей - это не только моральный долг родителей, но и их правовая обязанность. В Семейном кодексе записано, что " родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей" (ст. 80 СК). Содержание детей является совместной обязанностью матери и отца, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду; образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития. Порядок и форма содержания алиментных обязательств, определяется самостоятельно (ст. 80 СК).

Наше государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по воспитанию ребенка. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей. Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель[12]. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.

Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной, различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. В воспитании ребенка нередко принимают участие не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях, эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.

Как мы уже говорили выше, в соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший КоБС РСФСР (ст. 52), предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образованием ребенка.

Как уже говорилось ранее, родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь[13]. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка, прежде всего, зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

2.2 Реализация прав на общение с ребенком

Общение с ребенком относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон.[14] Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и ребенка. Поэтому СК РФ запрещает родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать его общению с другим родителем при условии, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Общение должно приносить пользу ребенку, служить источником его полноценного воспитания и развития.

В основе противодействия общению не должны лежать сугубо личные, продиктованные эгоистическими соображениями мотивы. Проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.

Родителям предоставляется право заключать соглашения о порядке осуществления права на общение, где могут быть зафиксированы любые важные для сторон детали: место общения, график общения, его частота, продолжительность и т.п.[15]

В любом случае это соглашение должно быть свободно от положений, противоречащих интересам ребенка, заключено в простой письменной форме, не подлежащей нотариальному удостоверению. При необходимости это соглашение может послужить одним из доказательств, при рассмотрении судом иска об устранении препятствий к общению. Нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя. Семейный кодекс устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. В отличие от КоБС (Кодекс о браке и семье), при наличии спора, связанного с реализацией этого права, любая из заинтересованных сторон может обратиться с иском в суд. Спор разрешается с обязательным участием органов опеки и попечительства, дающим свое заключение по поручению суда, а не по просьбе родителей.

Суд в своем решении подтверждает право на общение и одновременно определяет его форму, сообразуясь с конкретной ситуацией (возрастом ребенка, состоянием его здоровья, привязанностью к каждому из родителей и т.п.). Но, в иске может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. В любом случае всякий раз такой отказ нуждается в серьезном обосновании. Судебный порядок служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Если родитель, обязанный устранить препятствия к общению, по независящим от него причинам сделать этого не может (тяжело болен, выехал в командировку и т.п.), применение к нему мер принудительного характера откладывается. Сознательное упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет передать несовершеннолетнего другому родителю для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание (нежелание) перейти жить к другому родителю. Только противодействия исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты