Роль демократии и законности в правовом государстве


Глава 3. Роль законности в правовом государстве

3.1 Законность как метод достижения правопорядка в обществе


В правовой литературе можно найти множество определений понятию законность. Приведу некоторые из них.

«Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»[17].

Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путем разрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными в действующем законодательстве[18].

Для достижения законности в обществе требуется выполнение следующий условий[19]:

1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих право-творческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее в жизнь.

К элементам содержания категории «законность» относятся[20]:

1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:

• Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве.

• Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения.

• Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность».

• Объективный характер законности.

• Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния.

• Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Таким образом, сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Исходя из этого законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных. В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают суть рассматриваемого явления следующие: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности отношений.

Чтобы определить место законности для достижения правопорядка в обществе, необходимо выяснить, что такое правопорядок. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности[21]. В процессе жизнедеятельности человека, реализации им своих прав и выполнения им своих обязанностей, он вступает в разнообразные отношения с другими субъектами права, вовлекается в широкую систему общественных отношений. Правопорядок позволят держать баланс этих отношений, уравнивая их субъектов, предписывая границы и направления поведения.  Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности. Из определения становится понятно, что законность является составляющим элементом правопорядка, способом его достижения. В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие - развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Итак, законность можно определить как определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.


3.2 Значение законности в правовом государстве


Определив место законности в достижении правопорядка в обществе, логично и назвать его роль в данном процессе. Прежде всего, необходимо сказать, что роль законности может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности.

Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимает законность в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка. С этой точки зрения законность выступает как основной метод достижения правопорядка в обществе.

Особое место этого метода связано, во-первых, с тем, что правовые нормы регулируют все самые главные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависит порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества, ведь падение любого общества начинается прежде всего с его духовного, нравственного развала.

Во-вторых, другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат и т.п.

С позиций личности законность выступает в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов, как гарант от произвола. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.

Все это определяет особую роль законности  для общества в целом: она выступает как основа, ядро порядка в обществе, как условие и необходимый элемент демократии, как основная общечеловеческая ценность и, следовательно, существенная часть правовой и общей культуры[22].

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

В свете изложенного можно отметить  некоторые тенденции ее развития в современном Российском обществе в условиях формирования правового государства.

Во-первых, последовательно расширяется предметная сторона законности, т.е. круг тех объектов, которые имеют свойство законности. Это относиться к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нормативным, правоприменительным и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше  входят те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».

Во-вторых, происходят изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, трудовые коллективы и др.)  становятся носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов.

В-третьих, совершенствуется нормативная сторона законности. С одной стороны, содержание законодательства все большей соответствует реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и проч.). С другой стороны, улучшается сам нормотворческий процесс, что связано, прежде всего, с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. На качество подготовки юристов в России обращал свое внимание и Президент. В будущем, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.

Итак, от состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии, а поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Законность является необходимым условием правового государства.



Заключение


Итак, проанализировав и изучив учебную и научную литературу по данной теме, изучив нормативно-правовые акты, рассмотрев мнения авторов различных правовых журналов, я могу  сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал позволяет сделать следующие выводы:

1.                 Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Основными признаками правового государства являются  приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом.

2.                 Демократия широкое и многогранное понятие, которое может обозначать  политический режим, принцип организации государственных органов и общественных объединений, форму государственного правления. Демократию отличают следующие признаки: государственный характер через делегирование полномочий граждан государству, политический плюрализм, наличие и гарантии прав граждан, взаимная ответственность гражданина и государства, законность в качестве основного режима.

3.                 Демократия может разделяться по различным основаниям, основной же классификацией видов демократии является ее деление в зависимости от сфер жизни общества, в которой она проявляется. Само же внешнее проявление демократии именуется ее формой.

4.                 Законность можно определить как определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

5.                 От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии, а поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Законность является необходимым условием правового государства.



Список используемой литературы


1.                 Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г

2.                 А.Г.  Ветеров «Теория государства и права» М: «2007

3.                 Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2004.

4.                 Аристотель. Политика. - М., 2004.

5.                 Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. - 1990. - № 11.

6.                 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000.

7.                 Гессен В.М. О правовом государстве. - СПб., 1905.

8.                 Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2007.

9.                 Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006.

10.             Кудрявцев В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989.

11.             Кузнецов Э.В. Правовое государство: из истории русской правовой мысли / Э.В. Кузнецов, В.Ф. Савельев // Правоведение. - 1991. - № 1.

12.             Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство. – 2003. - № 2.

13.             Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. – 2006. - № 12.

14.             Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. - 1997. - № 3.

15.             Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. - 1996. - № 5.

16.             Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1985.

17.             Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

18.             Новикова А.Е. Учение А.С. Котляревского о правовом государстве // История государства и права. – 2007. - № 4.

19.             Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.

20.             Теория государста и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003.

21.             Хачинский К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов // История государства и права. – 2006. - № 10.

22.             Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.


[1] Гессен В.М. О правовом государстве. - СПб., 1905

[2] Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2004. – С. 55.

[3] Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г, ст. 143

[4]Там же

[5]Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2004.

[6] Кудрявцев В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989. - С. 12.

[7] Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - № 237.

[8] Новикова А.Е. Учение А.С. Котляревского о правовом государстве // История государства и права. – 2007. - № 4.ст. 23

[9] Там же..

[10] Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006.ст 344

[11] Аристотель. Политика. - М., 2004., ст. 122

[12] www/ referatytt7iy9gj/ru

[13] Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. – 2006. - № 12 ст. 45

[14] А.Г.  Ветеров «Теория государства и права» М: «2007

[15] А.Г.  Ветеров «Теория государства и права» М: «2007

[16] www/ referatytt7iy9gj/ru

[17] Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Норма, 2007.

[18] Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г

[19] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003, ст. 145

[20] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003,ст. 146

[21] Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г, ст. 267.

[22] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты