Роль государства в развитии малого предпринимательства

- значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;

- совершенствование налогообложения малых предприятий;

- расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- обеспечение доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;

- поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей;

- расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.

Вместе с тем, идея «устранения административных барьеров» оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращение контрольно-надзорных функций государственных органов привело к тому, что потребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, а также существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, поскольку недобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целях уклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, что существующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственности неэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.

Реакцией на подобные злоупотребления стал фактический возврат к разрешительной системе государственной регистрации, когда регистрирующий орган при наличии определенных субъективных оснований («адрес массовой регистрации», учреждение одними и теми же лицами нескольких организаций, назначение одного и того же лица генеральным директором в нескольких организациях и т.п.) может затянуть сроки государственной регистрации, вынести решение об отказе по формальным основаниям, либо потребовать личного присутствия учредителей или генерального директора при представлении документов. Кроме того, в настоящее время регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при государственной регистрации юридических лиц, и, в случае несоответствия предоставляемых документов законодательству Российской Федерации, отказывает на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Для реализации поставленной задачи необходимо подготовить и внести в установленном порядке проекты федеральных законов и необходимых нормативных актов, направленных на сокращение реальных сроков регистрации юридических лиц.

Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности.

Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.

Применение упрощенной системы налогообложения является добровольным. При этом субъекту малого предпринимательства предоставляется право выбора между двумя объектами налогообложения:

-доходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки;

-разницей между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15 % с указанной разницы.

Независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. Вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

Упрощенная система налогообложения позволяет субъектам малого предпринимательства применять упрощенные формы и порядок ведения бухгалтерской отчетности (книга учета доходов и расходов).

Необходимо отметить, что доля фирм, отказавшихся от использования упрощенной системы в течение года, снизилась с 38% в 2003 году до 18% в 2007 году. В основном, 49% отказывающихся от использования упрощенной системы «перерастают» ее, т.е. размер годовой выручки компании превышает предельное значение, установленное в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Наиболее важной для малых предприятий является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), которая применяется двумя миллионами предпринимателей (половина от числа субъектов малого предпринимательства). Ежегодно отмечается прирост общего размера собираемого ЕНВД. Так, за 4 года (2004 – 2007 года) сборы выросли в 2,3 раза и достигли 59 млрд.рублей. Применение единого налога на вмененный доход по решению органов местного самоуправления (с 1 января 2006 г.) является обязательным для видов деятельности, предусмотренных указанным решением.

Перечень потенциально возможных видов деятельности, показатели базовой доходности, порядок расчета единого налога на вмененный доход установлены в Налоговом кодексе Российской Федерации и являются обязательными для всех муниципальных образований.

Применение единого налога на вмененный доход позволяет субъекту предпринимательства планировать налоговые платежи на год, так как размер налога не зависит от фактических результатов деятельности. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание население, автоперевозки, наружная реклама и услуги гостиниц – это виды деятельности, в отношении которых может быть принято решение о введении единого налога на вмененный доход. Перечень сформирован, исходя из тезиса о невозможности осуществления стопроцентного налогового контроля за субъектами предпринимательства в данных сферах, обусловленного значительным объемом расчетов наличными денежными средствами и массовостью субъектов предпринимательства

Для реализации поставленной задачи совершенствования налогообложения малых предприятий, во-первых, необходимо рассмотреть на федеральном уровне предложение об увеличении до 60 млн. рублей (т.е. в 3 раза) порога, разрешающего применение упрощенной системы для неторговых видов деятельности (строительство, жилищно-коммунальное обслуживание, промышленность), во-вторых, на уровне Приморского края снизить ставку по УСН с 15 до 10% от прибыли, поскольку согласно статье 346.20 НК РФ Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. По моему мнению, бюджеты муниципальных образований Приморского края, куда зачисляется налог по УСН, от этой меры не пострадают, так как малый бизнес нарастит обороты и тем самым удержит местные бюджеты на прежнем уровне.

Еще одной задачей развития малого бизнеса является расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства, которая в настоящее время является критическим условием для развития малого бизнеса.

В 2007 году в Российской Федерации подано заявок на присоединение на 29 ГВт, в том числе малые предприятия (до 0,1 МВт) – 7,2 ГВт, фактически присоединены мощности на 2 ГВт, в т.ч. малые предприятия – 0,8 ГВт. Общая плата за присоединение предпринимателей с мощностью до 100 кВт составила около 43 млрд. рублей в год.

Растущие расходы на потребляемые энергоносители, в том числе предварительная оплата за их поставку, и оплата услуг по технологическому подключению к электрическим, газовым и тепловым сетям способствуют существенному росту себестоимости продукции и оказывают негативное воздействие на показатели хозяйственной деятельности предприятий.

По информации органов управления агро-промышленного комплекса ряда субъектов Российской Федерации, поставщики электроэнергии в договорах с сельскохозяйственными предприятиями устанавливают предварительную оплату от 50%, а в некоторых случаях и до 100% договорного объема поставки электроэнергии на текущий период.

Аналогичная ситуация складывается и с оплатой за поставляемый природный газ.

Таким образом, общие затраты только сельхозтоваропроизводителей на закупку энергоносителей в 2007 году составили 22,8 млрд. рублей, при этом отвлечено на срок от 1 до 1,5 месяцев - 1,9 млрд. рублей, в том числе по электроэнергии - 1,56 млрд. рублей и природному газу – 0,34 млрд. рублей, которые могли бы быть использованы на развитие бизнеса.

Для решения поставленной задачи правительством РФ уже предприняты серьезные шаги. Так в ходе своего выступления на Всероссийском предпринимательском форуме премьер-министр Владимир Путин сообщил, что одобрил документ о введении упрощенной процедуры на подключение к электросетям для малых и средних фирм и установлении для них льготных тарифов.

Теперь при подключении мощности до 100 киловатт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом беспроцентной рассрочки на три года. При этом энергетики при электрофикации своих клиентов обязаны будут выполнить работы в срок до 6 месяцев.

Данный документ, безусловно «упростит» жизнь малым предпринимателям, и облегчит всю процедуру получение доступа к электосетям.

Еще одной из важнейших проблем субъектов малого предпринимательства является отсутствие доступа к недвижимому имуществу.

По данным исследования ЦЭФИР «Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства» около 2/3 малых предприятий – арендаторы и около 50% из них арендуют государственное или муниципальное имущество. Из них 19% ежегодно подвергаются угрозе отказа в продлении договора аренды.

Как правило, договоры аренды заключаются на срок менее одного года, что 40,6% предпринимателей считает существенной угрозой для ведения бизнеса. Еще 43,6% предпринимателей – арендаторов отмечают высокую стоимость аренды государственного и муниципального имущества.

Согласно исследования «ОПОРЫ РОССИИ», 26,9% предпринимателей отмечают проблемы с доступом к офисным площадям. Ситуация с доступностью производственных помещений обстоит существенно хуже – почти 40% респондентов считают ее неудовлетворительной.

Решению указанных проблем будет способствовать законодательное введение требований к процедуре сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, установление исчерпывающего перечня документов для заключения договоров, обеспечение публичности информации о порядке предоставления свободных помещений, проведение мониторинга деятельности органов исполнительной власти по предоставлению в аренду государственных и муниципальных помещений (отчетные показатели), публикация в сети Интернет банка данных о помещениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности (реестры имущества), закрепление обязательного использования долгосрочных (свыше 3 лет) договоров аренды государственного и муниципального имущества, предоставляемого малому бизнесу.

Сейчас принято говорить о периоде «малой приватизации» (до 2010 года все непрофильное имущество должно быть продано органами муниципальной власти). Основная «опасность» данного процесса в том, что помещения, которые на протяжении нескольких лет арендуются малыми предприятиями, приватизируются на аукционе. С целью предоставления определенных преференций для малых компаний – арендаторов Минэкономразвития России разработаны поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие ряд преимуществ для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты