Роль и значение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти

Присоединение к международным договорам создает необходимость принятия новых нормативно-правовых актов, приводит к дополнениям существующих нормативно-правовых актов, изменяет некоторые статьи и пункты нужными и целесообразными изменениями соответствующими нынешнему правовому положению, ликвидирует потерявшие юридическую силу нормативно-правовые акты или их пункты, статьи и разделы.

Претворение в жизнь этой нужной кропотливой работы возлагается на органы государственной власти, прежде всего, на законодательную и исполнительную власть. В данный момент нас интересует роль исполнительной власти в осуществление этой задачи при помощи возложенной на нее нормотворческой деятельности.

Азербайджанская Республика при осуществлении своих суверенных прав, в том числе право принимать законы, постановления, нормативные акты, учитывает обязательства, исходящие из международных договоров. В ст.151 Конституции Азербайджанской Республики, говорится о юридической силе международных актов. Если возникают противоречия между нормативными правовыми актами и межгосударственными договорами, кроме Конституции и актов, принятых путем референдума, участницей которых является Азербайджанская Республика, применяются и международные договоры.

На основании п.I ст.71 Конституции Азербайджанской Республики Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики обязаны своей деятельностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и тем самым создавать им гарантии.

Рамки нормотворчества органов исполнительной власти на всех уровнях гарантируют соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Тем самым Конституция создает обязательство перед каждым органом исполнительной власти, в области нормотворчества, по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Возникает необходимость для изучения нормотворчества органов исполнительной власти в сравнительно-правовом аспекте, в особенности со странами СНГ. Это создает необходимость обращения как к конституциям стран СНГ, к общим нормативно-правовым актам, принятым в рамках Содружества, двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям между отдельными государствами-участниками СНГ, так и к национальным конституционно-правовым актам.

Особое внимание для изучения этой деятельности органов исполнительной власти, должно быть уделено основному источнику – конституциям стран СНГ (а также публикация в периодической печати, информация об общественно-политической ситуации в зарубежных странах СНГ материалы сессий высших органов государственной власти, сведениями о новых законодательных актах).

Каждое государство СНГ имеет свою конституцию и свою национальную правовую систему. Нормы общего права СНГ, принимаемые органами СНГ, имеют рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами-участниками СНГ.

Все государства-участники СНГ, согласно решению Совета глав государств-участников СНГ от 20 марта 1992 г., являются правопреемниками бывшего Союза ССР.

Задачей стран Содружества является обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, документами ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Уставом СНГ.

Во всех конституциях государств-участников СНГ утверждается, что государственная власть осуществляется на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В ст.7 Конституции Азербайджанской Республики, сказано, что государственная власть организуется на основе принципа разделения властей. Исполнительная власть, как и другие органы государственной власти, взаимодействуют между собой в соответствии с положениями Конституции и независимы в рамках своих полномочий.

В ст.6 Конституции Беларусь, закреплено, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В ст.7 Конституции Кыргызстана указано, что государственная власть в Республике основывается на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную власти, их согласованного функционирования и взаимодействия.

В ст.6 Конституции Молдовы утверждено, что законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции.

В ст.3 Конституции Казахстана сказано, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов, в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение – организация практического исполнения Конституции и законов Азербайджанской Республики в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, потребностей, запросов и нужд населения.

Согласно ст.3 Конституции Украины: «Человек его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью». Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.

Государство отвечает перед человеком за свою деятельность «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

Конституция Азербайджанской Республики определяет законодательную систему Азербайджанской Республики.

На основании ст.147 Конституции, определяется юридическая сила основного закона Азербайджанской Республики. Пункт I ст.147 гласит, о том, что Конституция – имеет высшую юридическую силу в Азербайджанской Республике.

Значит, никакой другой нормативно-правовой акт не обладает юридической силой выше, чем Конституция Азербайджанской Республики. Каждый нормативно-правовой акт обладает юридической силой, но не выше и не более чем Конституция. Нормативно-правовой акт органа исполнительной власти по своему содержанию и значению не может быть поставлен выше Конституции, и обладать правовой силой превышающей Конституцию. Органы исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности должны соблюдать и придерживаться того основного фактора, что в системе законодательства Азербайджанской Республики, Конституция – имеет высшую юридическую силу. Процесс нормотворчества не может завершаться принятием акта преобладающим Конституцию Азербайджанской Республики. Конституция обладает верховенством над другими нормативно-правовыми актами.

Некоторые конституции СНГ дают развернутую характеристику принципа верховенства закона. Например ст.7 Конституции республики Беларусь раскрывает новые грани верховенства закона: государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащим положениям Конституции, не имеют юридической силы. Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения предусмотренным законом способом.

На основании ст.6 Конституции Грузии: «Конституция провозглашается основным законом государства. Конституция является высшим законом общества и государства».

На основании ст.7 Конституции Молдовы указано, что ни один закон или иной нормативный правовой акт, противоречащий нормам Конституции, не имеет юридической силы.

Это делает основание запрета применения нормативно-правового акта, который противоречит нормам Конституции, так и как они не обладает никакой юридической силой.

Верховенство Конституции проявляется в ее высшей юридической силе. Так же указано в других Конституциях СНГ: ст.4 Конституции Казахстана, ст.12 Конституции Кыргызстана, ст.10 Конституции Таджикистана, ст.8 Конституции Украины. Предписания Конституции обладают верховенством на территории государства.

В.Е. Чиркин в «Конституционном праве Зарубежных стран» дает понятие термина «Основного закона», - означает, что конституция является исходной базой для правотворческой и правопринимательной деятельности, высшая юридическая сила Конституции предлагает, что все остальные законы иные акты, правопринимательная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны.

Реализация конституции, ее норм осуществляется благодаря изданию нормативно-правовых актов, а также актов органов исполнительной власти, деятельности государственных органов, ее должностных лиц, граждан государства. Эта деятельность регулируется правом и должна соответствовать Конституции. Верховенство Конституции, ее высшая юридическая сила предполагает ее защиту и контроль в соблюдении.

На основании п.II ст.147 Конституции Азербайджанской Республики «Конституция Азербайджанской Республики имеет прямое действие». Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, которые входят в законодательную систему Азербайджанской Республики, также определяются этой статьей Конституции Азербайджанской Республики.

На основании п.III ст.147 Конституции Азербайджанской Республики: «Конституция Азербайджанской Республики – основа системы законодательства Азербайджанской Республики». В систему законодательства Азербайджанской Республики входят также нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, которые являются результатом нормотворчества органов исполнительной власти. Т.е. указы, Президента, постановления Кабинета Министров, нормативные акты центральных органов исполнительной власти, акты нормативного характера местных органов исполнительной власти.

Значит, Конституция Азербайджанской Республики является основой нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, т.е. основой – результатов, итогов нормотворчества органов исполнительной власти. Отсюда следует сделать определенный вывод, что Конституция является основой нормотворчества органов исполнительной власти Азербайджанской Республики.

Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики на всех стадиях и уровнях, независимо от видов и субъектов нормотворчества ссылаются и основываются на Конституции Азербайджанской Республики. Лишь Конституция первично закрепляет эту деятельность, как нормотворчество органов исполнительной власти, указывает на пределы полномочий органов исполнительной власти в этой сфере деятельности, а также определяет взаимодействие органов исполнительной власти с другими органами государственной власти и органами самоуправления. Конституция устанавливает цель, задачи, конституционные принципы и обязательства нормотворчества органов исполнительной власти, показывает иерархичность по вертикали нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.

Было бы предпочтительно важно включение конституционных основ нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, как отдельной главы в Закон «О нормативно-правовых актах» Азербайджанской Республики.

закон конституция нормотворческий исполнительная

Список использованной литературы

1. Конституция Азербайджанской Республики. –Изд. «Юридическая литература» Баку-2003, с.74.

2. Михалева Н.А. «Конституционное право зарубежных стран СНГ»: Учеьное пособие. –М. Юристъ, 1999, с.352.

3. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран». Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва, Юристъ, 2003, с.622.

4. Сравнительный анализ Конституций государств-участников СНГ (ответственный редактор д.ю.н., профессор В.Г. Вишняков). Москва-2006, с.280.

5. Атакишиев Б.С. Конституция Азербайджанской Республики и Основы права. Научное произведение. Баку-2006, с.194.

6. Алиев Ш. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. Баку, 2000.

7. Закон о Нормативно-Правовых Актах Азербайджанской Республики от 26.11.1999 года.

8. Шукюров Ш.Т. «Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти». Статья в «Elmi Məcmuələr», MAA, том 9-2, с.45-52, 2007.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты