Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.

2.                 Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.

3.                 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4.                 Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.

5.                 Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

6.                 Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.

7.                 Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.34-35.

8.                 Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.

9.                 Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.

10.            Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11.            О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.

12.            Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с

13.            Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с

14.            Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. – 450 с

15.            Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с

16.            Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 1997.

17.            Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.

18.            Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 1997. – 600 с

19.            Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. – С.426-433.

20.            Социальные службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с

21.            Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.

22.            Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с

23.            Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.

24.            Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 1996.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Значимые особенности различных категорий семей – объектов социальной работы

ТИПЫ СЕМЕЙ

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Молодая семья

§     Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;

§     Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;

§     Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме.

Семья среднего супружеского возраста

§     Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;

§     Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей;

§     Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи.

Бездетная (инфертильная) семья

§     Наличие комплекса «неполноценности»;

§     Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»;

§     Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д.

Малодетная семья

§     Проблемы внутрисемейного общения;

§     Наличие эгоцентрических качеств у подростка;

§     Проблемы авторитета и лидерства супругов;

§     Дефицит психологического здоровья семьи.

Многодетная семья

§     Нестабильность статуса в общественном сознании;

§     Изобилие иждивенческих жизненных установок;

§     Социально-ролевая нестабильность в семье;

§     Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков

Сложная семья

§     Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);

§     Проблема лидерства в решении общесемейных задач;

§     Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д.

Смешанная семья

§     Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;

§     Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;

§     Отношения с взрослыми детьми и забота о них.

Внебрачная семья

§     Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;

§     Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;

§     Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;

§     Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений

Неполная семья

§     Адаптация к новому статусу в социуме;

§     Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.;

§     Проблема воспитания детей.

Дистантная семья

§     Проблема взаимоотношений родителей и детей;

§     Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;

§     Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям».

Разнородная семья

§     Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;

§     Авторитет и лидерство в семье;

§     Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;

§     Разногласия в методах воспитания детей;

§     Сложность согласования семейных целей и путей их реализации.

Межнациональная семья

§     Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;

§     Проблема выбора детьми национальной принадлежности;

§     Отношение к национальным и религиозным ценностям;

§     Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи.



[1] Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997. С.31

[2] Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

[3] Там же с. 201

[4] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.

[5] Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996.

[6] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151.

[7] О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - 1997. - М., 2005г.

[8] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151

[9] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151

[10] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151

[11] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.

[12] Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.

[13] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.

[14] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – с.149-150.

[15] Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

[16] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты