Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.
Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.
3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.
4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.
5. Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.
6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.
7. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.34-35.
8. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.
9. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.
10. Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В
11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.
12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с
13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с
14. Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. – 450 с
15. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с
16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 1997.
17. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.
18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 1997. – 600 с
19. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. – С.426-433.
20. Социальные службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с
21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.
22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с
23. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.
24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 1996.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Значимые особенности различных категорий семей – объектов социальной работы
ТИПЫ СЕМЕЙ |
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ |
Молодая семья |
§ Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная; § Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи; § Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме. |
Семья среднего супружеского возраста |
§ Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи; § Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей; § Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи. |
Бездетная (инфертильная) семья |
§ Наличие комплекса «неполноценности»; § Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»; § Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д. |
Малодетная семья |
§ Проблемы внутрисемейного общения; § Наличие эгоцентрических качеств у подростка; § Проблемы авторитета и лидерства супругов; § Дефицит психологического здоровья семьи. |
Многодетная семья |
§ Нестабильность статуса в общественном сознании; § Изобилие иждивенческих жизненных установок; § Социально-ролевая нестабильность в семье; § Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков |
Сложная семья |
§ Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки); § Проблема лидерства в решении общесемейных задач; § Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д. |
Смешанная семья |
§ Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением; § Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи; § Отношения с взрослыми детьми и забота о них. |
Внебрачная семья |
§ Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом; § Неразвитость представлений о перспективных целях семьи; § Отсутствие взаимопонимания с микроокружением; § Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений |
Неполная семья |
§ Адаптация к новому статусу в социуме; § Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.; § Проблема воспитания детей. |
Дистантная семья |
§ Проблема взаимоотношений родителей и детей; § Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей; § Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям». |
Разнородная семья |
§ Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных; § Авторитет и лидерство в семье; § Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов; § Разногласия в методах воспитания детей; § Сложность согласования семейных целей и путей их реализации. |
Межнациональная семья |
§ Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением; § Проблема выбора детьми национальной принадлежности; § Отношение к национальным и религиозным ценностям; § Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи. |
[1] Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997. С.31
[2] Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.
[3] Там же с. 201
[4] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.
[5] Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996.
[6] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151.
[7] О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. - 1997. - М., 2005г.
[8] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151
[9] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151
[10] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151
[11] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.
[12] Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.
[13] Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.
[14] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. – с.149-150.
[15] Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В
[16] Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151