Российский флаг и символика его цветовой гаммы

После 1917 года интерес к дореволюционной истории герба и флага резко упал. Однако эстафету изучения государственных символов приняли наши современники. На первый план в 40-50-е года вышло изучение советской государственной символики. В 80-е года особое внимание стали уделять истории советского флага, в изучении которого несомненные заслуги принадлежат П.К. Корнакову. Также необходимо указать работу одного из ведущих специалистов в этой области - Г. B. Вилинбахова. Он сосредоточил свои усилия в основном на Петровском времени, дав скрупулезный анализ изображений на гербе, флагах и знаменах Петра Великого и показав их истоки, а самое главное - смысл.

Тем не менее, далеко не все прояснено окончательно в истории государственной символики. В особенности это касается наиболее раннего времени - до конца 16 столетия - и современности. (2; 6 - 11)

Данная работа посвящена государственному флагу Российской Федерации. Основной ее целью является изучение проблемы преемственности в понимании символики цветовой гаммы флага, ведь от того как и насколько ясно мы осознаем идеи национальных символов, зависит уровень гражданской культуры и осознание преемственности исторической жизни нашего народа. Поэтому предметом изучения служит символика российского флага, объектом является историческая традиция в представлениях историков и публицистов и мнения моих сверстников о цветовой символике флага. Я использую в работе такие методы как теоретический анализ, сравнительно - сопоставительный анализ и тестирование - "цветовые ассоциации" (по аналогии с цветовым тестом М. Люшера).

Я полагаю, что если провести тестирование, в котором респондентам будет предложено соотнести цветовые ассоциации с традиционными идеями, заложенными в цвета флага, то можно будет составить представление о том, какие традиционные ценности сохранились в их сознании; какой цвет в большей степени ими идентифицирован и какой смысл в большей степени ими усвоен; совпадает или не совпадает их субъективное восприятие смыслов и цветов российского флага с традиционно сложившимися.

В процессе написания работы мне предстояло:

изучить литературу по теме исследования;

составить сравнительную таблицу значений и смыслов, закладываемых в символику флага, по эпохам (Приложение 2);

провести анализ таблицы и подготовить материалы к проведению тестирования (цветовые ассоциации);

провести практическую часть исследования в виде тестирования с целью определить, насколько представление старшеклассников соответствует тем идеям, которые вкладывали в цвета флага предыдущие поколения;

провести анализ полученных данных и сформулировать выводы по теме исследования.


1. История российского флага


В большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно - в 18 - 19 веках. Кроме того, флаги бывают торговые, партийные, ведомственные, флаги международных организаций и т.д.

Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства нации. (16; 55)

За всю историю России сменилось великое множество флагов, но все они в определенной степени несли вечные идеи, которые теплились в душе российского народа. Эти флаги - историческая ценность русского народа. В разные периоды новой истории их называли символами долгожданной свободы, чистоты, веры, постоянства, монархии... За них, бывало, расплачивались жизнью. (2; 402)

Какова же предыстория нашего российского флага?

Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. (10; 65) Поэтому у древних славян знамя первоначально, скорее всего, было без полотнища. Как и многие другие народы мира, наши предки могли сражаться под изображениями тотемов, крепившихся в навершиях стягов-шестов. (2; 403)

С образованием к 9 веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. (10; 65) Относительно полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских. Краска, изготовляемая из насекомого - "дубового червеца", была ярко-розово-красной, поэтому строй "чърленых" русских щитов на поле брани сравнивали с зарей. (2; 405-406) Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. В стяговники обычно выбирали богатырей, вокруг стяга сосредоточивались лучшие формирования обороны. Стяг олицетворял собой душу, славу и честь древнерусского войска: если противник смог пробиться к стягу и подсечь его, то войско ждало поражение. Вот почему самое пекло сражения происходило именно здесь. (см.10)

Стяги русских племен 8 - 9 веков хранились, вероятно, в "жилищах богов". Русские полотнища имели, как правило, трапециевидную форму или ступенчатые выступы у свободного края, или два - три "языка", трепетавших на ветру, как языки пламени. Цвет каймы и языков у стяга, видимо, отличался от основного поля. Широкая кайма и скошенный снизу вверх клин-откос продержались на русских знаменах с дохристианских времен до конца 17 века. Такая форма стяга - "косыни" утвердилась не случайно - взметающийся ветром откос бодрил и придавал уверенность воинам. Навершие стяга было крестообразным, на полотнище стяга, возможно, изображался "знак Рюриковичей".

Всю символику христианства Русь получила от своей крестной матери - Византии. Византийское влияние, оказавшееся столь значительным для культуры Руси, после принятия христианства затронуло и военную символику. Из всего многообразия религиозных изображений предпочтение отдавалось лику Спаса. (2; 406-408) Стяги стали приобретать значение святыни. В 12 - 15 веках стяги уменьшились в размерах. Под стягами стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры.

Стремясь помешать начавшемуся в 14 веке объединению русских земель, хан Мамай вторгся в Московское княжество. Два войска сошлись 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" говорится, что на стяге чермного, то есть багряно-красного, цвета был изображен Иисус Христос. Именно здесь стяг впервые называется "знаменем". (9; 16-17)

Существует гипотеза, что русские государи, начиная с Ивана III, могли иметь знамена, на которых мог изображаться двуглавый орел.

Так византийская символика на Руси и православная культура, отторгая традиции Золотой Орды и утверждая преемственность с "Греческим царством", помогали самоопределению народа и освобождению от чужеземного ига.

В 16 - 17 веках на русских знаменах, как на иконах и церковных хоругвях, отражая идеал мира высшего, сияющего и огненного, изображались помимо Спаса кресты с сиянием, архангелы, ангелы, восьмиконечные звезды и другие астральные знаки. Кресты символизировали победу над смертью и воскрешение. Смысл знамен состоял в том, чтобы, прежде всего, внушить уверенность в победе: на стороне русского земного воинства - Воинство Небесное! (2; 411-412)

Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не вдруг и не сразу. В стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, синий и красный цвета. Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия был багряно-красный флаг. Малиновое знамя вдохновляло русское войско на победоносный последний штурм Казани в 1552 году, которым руководил Иван Грозный. Под этим же знаменем были совершены в 1687 -1689 годах походы под руководством В. Голицына против Крымского ханства - последнего оплота Золотой Орды. Малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в смутную эпоху. Наряду с красными цветами широко распространенными были синие и белые. Отчетливое государственное значение эти цвета приобретают в 17 веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. (9; 17-18)

Примечательным следует считать и событие, которое произошло в конце 1660-х годов. При закладке первого русского корабля в Дединове на Оке в 1667г, в царствование Алексея Михайловича, для его флагов была затребована белая, синяя и красная ткань. Тем самым белый, синий, красный устанавливаются царским указом как государственные цвета. (10; 66)

В 1699г Петр Первый собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами - белой, синей, красной - и подписал его. Документ хранится в главном московском архиве министерства иностранных дел. Первый иностранный специалист, описавший русский флаг, К. Алярд в своей "Книге о флагах", изданной в Амстердаме, пишет: "Флаг его Царского Величия Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием, без змия". В 1701г на военном флоте вместо трехцветного вводится Андреевский флаг. (9; 19) 20 января 1705г можно считать днем рождения будущего российского государственного флага. В этот день от имени царя был издан указ, объявленный из Приказа воинских морских дел, о том, что "на торговых всяких судах" "быть знаменам по образцу, каков, нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом". Смысл этого указа повторялся во всех изданиях Морского устава в 18 веке: русские морские и речные корабли должны были иметь полосатый без орла флаг "трех колеров" - белый, синий и красный. Петр много раз вычерчивал трехцветный флаг в разных вариантах, но никогда не менял порядок полос: почетная верхняя, "благородная и царствующая", всегда оставалась белой, нижняя - красной. С полным правом бело-сине-красный флаг может быть назван флагом Петра Великого. (2; 429-430)

В 1858г для российского государственного флага произошли крутые перемены. По императорскому указу Александра II был утвержден императорский государственный флаг - черно-желто-белый. Столь неожиданное новшество было результатом возросшего немецкого влияния на российские верхи. Предложение о введении такого флага исходило от немецкого барона Б. Кене. Он считал, что цвета государственного флага должны соответствовать цветам государственного герба. Орел же гербовый имел черный цвет на желтом поле, святой Георгий Победоносец был белым. Так, черный, желтый и белый цвета стали принадлежностью и гербового флага. В конечном счете, у России появились два флага - государственный и национальный. (9; 20) Герой "войны за славян" 1877 - 1878гг генерал Скобелев считал черно-оранжево-черно-оранжево-белую кокарду немецкой: "на месте этой кокарды должен был бы быть старообрядческий крест, это было бы знаком единения всех славянских народов". (2; 444)

В торжественных случаях черно-желто-белые флаги предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. (2; 445)

Народ не принял имперский флаг (9; 20), он не считал этот флаг своим и ядовито прозвал его "будка" - по окраске околоточных караулок. (2; 446) Существование двух флагов породило в стране немало дискуссий, вызвало массу неудобств.

Но черно-желто-белый просуществовал как официально - государственный всего 25 лет. С проведением в стране "русофильской" политики (конец 19 века) вернулся и бело-сине-красный флаг, чем Россия во многом обязана Александру III. "Борьба флагов" завершилась 5 апреля 1896г, когда было определено, что государственным флагом достоин являться только бело-сине-красный. (см.9)

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты