Россия как федеративное государство

Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации[40].

«Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией[41]. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

Равноправие и самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права[42].

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства[43].

Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации[44].

В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).

Кроме того, в этом контексте важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В целом выскажем мысль, что принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Изложим некоторые промежуточные выводы по настоящей главе:

– Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;

– принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;

– в то же время процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;

– наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов;

– принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».


Заключение


Теперь, в соответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общих выводов по данной работе.

Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

– территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;

– в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

– субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

– основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

– обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

– на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.

Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.

Наиболее важные принципы России как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.


Список использованной литературы

Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации. Официальный текст.

2.     Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской Федерации». Официальный текст.

3.     Федеративный договор от 10.04.1992 г.


Научные монографии

1.     Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. – 92 с.

2.     Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. – 150 с.

3.                 Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. – 119 с.

4.                 Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. – 280 с.

5.                 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2007. – 230 с.

6.     Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. – 125 с.

7.     Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002. – 320 с.

8.     Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. – 313 с.

9.     Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – 540 с.


Статьи из периодических изданий

1.     Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. – 2001. – №9. – С. 16–25.

2.     Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник Московского университета. Серия XI. Право. – 2007. – №.4. – С. 18–27.


[1] Бахлов И. В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. C. 18.

[2] Бахлов И. В. Указ. Соч. С. 8.

[3] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 11.

[4] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 14.

[5] Иванов В. Н., Яровой О. Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006.  С. 36.

[6] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 86.

[7] Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2007. С. 96.

[8] Карапетян Л. М. Указ. соч. С.102.

[9] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 144.

[10] Валентен С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. С. 57.  

[11] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 44.

[12] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 76-77.

[13] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 79-80.

[14] Валентен С. Д. Указ. соч. С. 76.

[15] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 81.

[16] Бахлов И. В. Указ. соч. С. 83.

[17] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 12.

[18] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 14.

[19] Иванов В. Н., Яровой О. Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. С. 39.

[20] Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.

[21] Иванов В.Н., Яровой О.Я. Указ. соч. С. 94.

[22] Левакин И. В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002. С. 7.  

[23] Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. С. 16.

[24] Козак Д.Н. Указ. соч. С. 18.

[25] Левакин И. В. Указ. соч. С. 145.

[26] Карапетян Л.М. Указ. соч. С. 225-226.

[27] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 15.

[28] Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 67.

[29] Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 69.

[30] Иванов В. Н., Яровой О. Я. Указ. соч. С. 270.

[31] Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – С. 210.

[32] Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – С. 213. 

[33] Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. С. 7.

[34] Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 157.

[35] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 12.

[36] Абдулатипов Р.Г. Указ. соч. С. 86.

[37] Козак Д.Н. Указ. соч. С. 110.

[38] Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 268.

[39] Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 271.

[40] Козак Д.Н. Указ. соч. С. 67.

[41] Козак Д.Н. Указ. соч. С. 74.

[42] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 105.

[43] Абдуллатипов Р.Г. Указ. соч. С. 23.

[44] Валентен С.Д. Указ. соч. С. 48.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты