Салическая правда. Трудовые отношения в социальном законодательстве буржуазных стран (после 1917 г.)

Перечисленные требования составили раздел "Защита свободы". Имелись также программные разделы "Защита мира" (призывы к сотрудничеству всего народа, и в особенности трудящихся масс, в деле "сохранения и организации мира", к международному сотрудничеству во имя коллективной безопасности, в том числе с СССР) и "Оздоровление финансов". В перечне экономических требований значились "восстановление покупательной способности", меры "против грабежа сбережений". Предусматривалось, в частности, "создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей".

Одним из направлений реализации программных целей Народного фронта стало трудовое законодательство, в котором наиболее значительные новшества содержали два закона - Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г), и Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (27 июня 1936 г).

В юридической литературе советского периода под социальным законодательством долгое время понимался круг законодательного регулирования, связанный с социальным обеспечением пенсиями и пособиями, с охраной здоровья, иногда бесплатным школьным образованием. В этом же корпусе социального законодательства находился такой компонент, который заслонял собой все остальные - это так называемое трудовое законодательство (законы о труде и трудовых отношениях). Со временем социальное законодательство значительно раздвигает свои рамки и охватывает не только сферу труда и помощи в беде и нужде, но также сферы отдыха, пользования культурными и материальными ценностями, а в конце XX столетия оно включает в себя и сферу пригодной для жизни окружающей среды обитания человека - пользование чистым воздухом, водой, неопасной для здоровья пищей.

Современное социальное законодательство предстает, таким образом, разновидностью защиты пользования правом на жизнь, на достойное человека существование. Государство обеспечивает пользование этими правами путем собирания и последующего перераспределения различных средств и благ, охраны окружающей среды от загрязнения, а также путем законодательного гарантирования достойных условий труда, отдыха, образования, пользования благами материальной и духовной культуры, медицинской помощью. (Эти гарантии подкрепляются как самим индивидом, его профессиональными знаниями и умениями, так и различными человеческими общностями - семьей, разного рода социально-вспомогательными, в том числе благотворительными, фондами) Частными проявлениями государственного регулирования можно считать законодательное закрепление возможности прохождения альтернативной службы в армии, установление компенсаций жертвам войны, тоталитарных репрессий и принудительных массовых переселений (ФРГ, США и др.). Не следует забывать и о государственных компенсациях жертвам техногенных катастроф (таких, как чернобыльская), жертвам обмана торговых и финансовых мошенников или терроризма.

Правильнее было бы считать трудовое и пенсионное, а также дошкольное и школьное обеспечение частью социального законодательного регулирования, имеющего своей дальней и благородной целью обеспечение необходимых для существования человека условий. К этому же направлению можно отнести и законодательное регулирование права на создание профессиональных союзов.

В конце 20-х гг. под воздействием крупнейшей в истории Англии (и Европы) всеобщей забастовки рабочих 1926 г., начатой в угледобывающей промышленности и охватившей затем 6 млн рабочих, был принят Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах (июль 1927 г), в котором давалось новое толкование незаконной забастовки.

Все началось с конфликта шахтовладельцев и шахтеров: последние воспротивились снижению зарплаты на 10% и увеличению рабочего времени. В конфликт вмешалось правительство, пообещав компенсировать снижение зарплаты, но этой компенсации хватило бы только на девять месяцев. Руководивший стачкой Генеральный совет Британского конгресса тред-юнионов настаивал на экономическом характере требований, но по самой логике событий всеобщая стачка приобрела политический характер. Правительство прибегло к особому режиму управления рядом негласно выделенных районов с организацией аппарата по обеспечению отрядов штрейкбрехеров. Ряд руководителей компартии были заключены в тюрьму. Местные стачечные комитеты были вынуждены заниматься службой порядка, оказания социальной и медицинской помощи семьям бастующих и т.д. Стачка длилась семь месяцев и закончилась при возникшей угрозе голода. Закон 1927 г. запретил проведение всеобщих стачек (нарушение вело за собой уголовное преследование) и вдобавок запретил забастовки солидарности и массовое пикетирование штрейкбрехеров[2].

Согласно этому Закону, "любая забастовка является незаконной, если (1) целью ее не является содействие урегулированию трудового конфликта в том производстве или той отрасли, в которой заняты забастовщики; и (2) если она задумана и рассчитана на то, чтобы непосредственно или путем создания трудностей для общества применить принуждение в отношении правительства". Равным образом незаконным объявлялся любой локаут (закрытие предприятий), если он не является содействием урегулированию трудового конфликта или если он задуман и рассчитан на то, чтобы прибегнуть к принуждению правительства "путем создания трудностей для общества". При этом и забастовщикам и организаторам локаутов запрещалось использование для этих целей "любых денежных средств". Особые меры дисциплинарного и уголовного наказания были предусмотрены для подстрекателей к незаконным забастовкам или локаутам (штраф до 10 фунтов ст., тюремное заключение от двух месяцев до двух лет). Кроме того, считалось противозаконным "требовать от какого-либо члена профсоюза делать взносы в политический фонд профсоюза", это делается только на добровольной основе и в порядке, который был определен Актом о профсоюзах 1913 г.

Одним из вариантов изменений законов о профсоюзах в сторону признания их особо позитивного вклада не только в обеспечение прав рабочих, но также интересов производства стал уже упоминавшийся Закон Вагнера 1935 г. в США. Согласно этому Закону отказ работодателей признавать право работающих по найму лиц организовываться или заключать коллективные договоры ведет к возникновению стачек и других форм конфликтов и неспокойствия в промышленности, что затрудняет или прямо мешает деловой активности, так как все эти конфликты: а) нарушают эффективную работу деловых предприятий и их надежность; б) затрудняют делрвую деятельность; в) ограничивают и затрудняют движение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и влияют на их стоимость; г) снижают занятость населения и ведут к падению заработной платы в такой степени, что это существенно затрагивает или нарушает состояние рынка, определяющего размеры товарооборота. [3]

Право рабочих на объединение толкуется Законом Вагнера как "право рабочих на полную свободу самоорганизации", "право на полную свободу ассоциации, самоорганизации и выбора своих представителей для ведения переговоров об условиях найма и труда или для достижения других целей взаимопомощи и защиты".

По сути дела, трудовое и социальное законодательство как составные части французской правовой системы берут свое начало лишь в XX в. Развитие трудового и социального права непосредственным образом связано с уровнем организованности и сознательности рабочего движения, со степенью развития государственных механизмов регулирования социальных отношений, с готовностью самих предпринимателей и рабочих, а также и общества в целом к по иску и использованию социальных компромиссов.

Заметной вехой в создании правовых начал регулирования трудовых конфликтов и условий труда стал принятый в 1910 г. специальный Трудовой кодекс. Но становление современной правовой системы трудового и социального регулирования связано с послевоенным периодом и послед - ними десятилетиями XX в.

Важным рубежом в формировании современного трудового и социального права стала Конституция Четвертой республики (1946 г). Преамбула к этой Конституции представляла собой настоящую хартию труда. Здесь не только признавалось право трудящихся на труд, на создание профсоюзов, на забастовку и т.д., но и предусматривалась государственная программа социальной поддержки матерей, детей, инвалидов, престарелых, безработных и т.д.

Конституция 1958 г. не содержала каких-либо новых положений о труде и социальной политике. Но, как известно, она сохранила преамбулу к Конституции 1946 г. в качестве действующего правового документа. Отсюда выводились и обязательства правительства Пятой республики в области труда и социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией 1958 г. законы определяют лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы, которые не попадают в сферу законодательного регулирования труда, решаются в регламентарном и административном порядке. Таким образом, Конституция оставила парламенту право разрабатывать общие принципы трудового права, тогда как реализация этих принципов предоставлялась правительству.

Важнейшим источником трудового права Франции является Трудовой кодекс, который действует в настоящее время в редакции 1973 г. с поправками 1981-1982 гг. Этот Кодекс представляет собой инкорпорацию многочисленных законодательных актов по труду, принятых в разное время парламентом и правительством.

В качестве дополнительного источника права выступает и текущее законодательство. В частности, декреты министра труда (социальных дел), которые связаны с регулированием действия коллективных договоров, закрепляют правила по технике безопасности и производственной санитарии и т.д.

Кодекс о труде претерпел в XX в. большие изменения. Сначала он распространялся только на промышленных рабочих, которые требовали особой правовой защиты. В настоящее время он действует в отношении всех лиц наемного труда, как простых рабочих, так и представителей управленческой элиты.

Трудовой кодекс и законодательство последних десятилетий, отразившие тенденцию к демократизации и расширению социальной политики государства, регулируют широкий круг отношений. [4]

Во-первых, в них регламентируется сама организация работы государственных органов в сфере трудовых отношений (Трудовая инспекция и т.д.).

Во-вторых, устанавливаются нормы, относящиеся к трудовому договору как к основному правовому документу, регулирующему отношения между работодателем и работником. Здесь же предусматривается регламентация заработной платы и трудовых споров, которые разрешаются специальными судами.

В-третьих, Трудовой кодекс регулирует коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений работников и работодателей.

Трудовой кодекс 1973 г. носит общенормативный характер. В то же время в нем имеется специальный раздел, который устанавливает особые условия труда в зависимости от отрасли и профессии. Так, выделяются нормы, относящиеся к труду шахтеров, моряков торгового флота, торговых агентов, актеров, домашних работников.

Во Франции на работников частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового права. Это не исключает и специальных норм, которые издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях.

В послевоенный период значительные демократические изменения произошли и в сфере социального права, в основе которого лежит Кодекс социального страхования 1956г. с последующими добавлениями[5].

Кодекс социального страхования, по сути дела, содержит две группы норм, составляющих в целом социальное право: это, во-первых, право социального обеспечения, а во-вторых, право семьи и социальной помощи.

Первая группа норм устанавливает пенсии и пособия в связи с травматизмом, болезнью, беременностью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей. Эта система норм гарантирует все более широкому кругу лиц защиту на случай так называемого "социального риска". Размеры пенсий и социальных выплат регулярно (дважды в год) индексируются в соответствии с изменениями средней заработной платы.

Система государственного социального страхования во Франции основана на взносах предпринимателей и самих работников, а также на средствах, выделяемых самим государством.

Право социальной помощи предусматривает поддержку тех категорий лиц, которые оказались в нужде, бедности или нищете. Это брошенные дети, престарелые или лица, лишенные источников существования, лица и семьи, подвергающиеся опасности, беженцы. Если право социального обеспечения основывается на государственной системе страхования, то социальная помощь выступает как государственная благотворительность.


Список использованной литературы


1.                Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.

2.                История государства и права зарубежных стран. Ч.2 / под ред. О.А. Жидкова. Н.А. Крашенниниковой. М., 1999.

3.                Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.

4.                Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.



[1] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.

[2] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.

[3] История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / под ред. О.А. Жидкова. Н.А. Крашенниниковой. М., 1999.

[4] Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.

[5] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты