предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
II Права граждан в области занятости, среди которых: право на выбор места работы; право на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости; право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
III Гарантии государства в области занятости. Гарантии распространяются на граждан РФ, безработных граждан и отдельные категории населения. В соответствии со ст.12 ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г, гражданам РФ гарантируются:
свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
защита от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда.
IV Регулирование и организация занятости населения, где описаны механизмы регулирования занятости населения, условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, организация общественных работ; определены направления деятельности федеральных государственных служб занятости, источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения; установлена государственная статистическая отчетность, приоритетное право привлечения иностранной рабочей силы, участие профессиональных союзов и иных органов в содействии занятости населения.
V Участие работодателей в обеспечении занятости населения, которая включает в себя основание содействия работодателей в обеспечении занятости населения, права работодателей.
VI Социальные гарантии и компенсации, где определены условия, сроки, размеры выплачиваемых пособий.
VII Контроль за исполнением настоящего закона и ответственность за его нарушении, где указано, что контрольные функции за исполнением настоящего Закона возложены на федеральные органы исполнительной власти.
Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2006 года N 783;
Постановлении от 31 декабря 2008 г. N 1099 "Об установлении на 2009 год допустимой доли иностранных работников";
Постановлении Администрации Псковской области от 26 декабря 2006 года N 538;
Нормативные правовые акты субъектов РФ предоставляют более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящие к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Приказе от 7 июня 2007 года № 400 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда".
Приказе от 7 июня 2007 года № 401 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 815 от 29 декабря 2007 года "О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения" и т.д.
Обязательным нормативно-правовым актом центров занятости населения, как государственных учреждений, является Устав, где определены:
основные задачи;
функции;
права центра занятости.
Основными задачами Центра занятости являются:
1) обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
2) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
3) участие в организации альтернативной гражданской службы.
Центр занятости осуществляет следующие функции:
регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
оказывает следующие государственные услуги:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций;
составляет и представляет на утверждение в территориальный орган проект сметы доходов и расходов Центра занятости;
обобщает практику применения законодательства о занятости, альтернативной гражданской службе, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;
формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию Центра занятости;
формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;
подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
осуществляет профессиональную подготовку работников Центра занятости, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
Центр занятости в целях реализации своих функций имеет право:
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;
быть получателем бюджетных и иных средств, распоряжаться полученными финансовыми средствами в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов;
взаимодействовать на договорной основе с физическими и юридическими лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействию занятости населения;
входить в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультационных органов, связанных с деятельностью Центра занятости;
оказывать работодателям платные услуги в установленном законодательством порядке.
Нормативно-правовая база в сфере труда и занятости населения достаточно широка, она охватывает все уровни государственного управления. Казалось бы, имея такую слаженную систему, в социальной сфере не должно быть тяжелых проблем: низкий уровень жизни населения, безработица, но в современных условиях решить быстро эти проблемы нельзя. Экономика государства переживает тяжелое состояние, в таких условиях политика не может быть сильной. Ведущее место в социальной политике отводится решению проблем занятости. Однако не все безработное население спешит воспользоваться услугами Центров занятости населения, так как обслуживание населения ведется очень медленно, в эпоху кризиса ожидание ищущего работу не оправдывается.
Глава 3. Общая характеристика основных государственных органов, осуществляющих управление сферой труда и занятости
Роструд Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают генеральную схему, а также отраслевую и региональные программы воспроизводства, сохранения, создания рабочих мест с учетом ситуаций на рынке труда.