Система государственной службы в России

Сказанное характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра 1, в частности, с принятым им Табелью о рангах, установившем 14 классов для чиновников на государственной службе, - их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года.

Советское государство на протяжении всей своей истории правовому регулированию государственной службы уделяло крайне незначительное внимание. Как парадокс в этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным актом общего характера о государственной службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995 году принят, наконец, общий, так сказать, стартовый. Закон о государственной службе - «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года.

Такое состояние законодательства о службе, в частности, отсутствие на протяжении 70 лет закона о государственной службе, что вообще-то недопустимо для цивилизованного государства, имеет свое объяснение. Дело в том, что кадровая политика, о содержании которой сказано выше, всецело находилась в руках КПСС, которая, как известно, меньше всего строила руководство обществом и государством на основе закона. Все кадровое дело строилось не на законе, а на усмотрении партийных инстанций. Основной же организационной формой кабинетного решения кадровых вопросов была номенклатура, не предусмотренная никаким законодательством. В таких случаях надобности в законе не было, он был бы помехой сложившемуся порядку в кадровой политике.

Закон «О государственной гражданской службе РФ» ориентирует на принятие значительного числа законов как общего, так и отраслевого, регионального характера.

Является важнейшим положение Закона о том, что законодательство о государственной службе состоит из Конституции РФ и других федеральных нормативных актов, и также конституций, уставов, законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Стало быть, теперь каждая республика в составе Российской Федерации и каждая область (край) будут иметь свои законы о государственной службе, которые дополнят и разовьют применительно к региональным условиям федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».[4]

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые закладывает правовые и организационные основы государственной службы применительно к современным условиям социального и государственного характера.[4]

В разделе 5 Концепции реформирования системы государственной службы РФ, разработанной В.В. Путиным, сказано следующее:

«Нормативное правовое регулирование системы государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».[5]

Государственно - служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе.

Основой обеспечения целостности системы государственной службы станут федеральные законы о системе государственной службы и о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование государственной службы в отдельных государственных органах осуществляется посредством разработки и принятия федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, органах юстиции Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы Минюста России, а также путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о налоговой полиции, о таможенной службе и другие.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяются и дополняются на систематизированной основе. Это восполнит имеющиеся пробелы правового регулирования, в особенности в отношении профилактики коррупции и борьбы с ней.

Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной службе приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Законодательство Российской Федерации, в том числе трудовое

законодательство, будет использоваться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной службе.»[4]

Основными законодательными актами в сфере регулирования отношений в государственной службе являются: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другие федеральные законы о государственной службе.

В предыдущей редакции Закона «О государственной гражданской службе РФ» было сказано: «Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.»

4.1 Основы правового положения государственного служащего


Здесь речь пойдет о тех правах и обязанностях государственного служащего, которыми наделены все из них, при этом эти полномочия могут быть и являются только основными, полномочия отдельных групп служащих здесь, естественно, не отражены.

Отметим, прежде всего, что государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина Российской Федерации. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащим своих служебных полномочий, например, в сфере предпринимательской деятельности.

Государственный служащий действует в пределах своих служебных полномочий, проявляя инициативу. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должности квалифицируется законодательством как бездействие, выход за пределы служебных полномочий, связанный с нарушением правовых актов, - как превышение власти (должностных полномочий) или использование служебных полномочий в личных целях.

Государственный служащий в случае сомнения в правильности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием (ст. 15 п. 2 Закона).[4]

Ответственность в этом случае несет подтвердивший распоряжение руководитель (там же).

Полномочия государственного служащего включают его права и обязанности, которые Закон «О государственной гражданской службе РФ» закрепляет раздельно (ст. 14 и 15).[4]


4.2 Права государственного служащего


Права государственного служащего очерчены в ст. 14 Закона «О государственной гражданской службе РФ»

«1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.»[4]

Еще раз подчеркнем, что основные права и обязанности государственных служащих конкретизируются в окончательном виде в должностных инструкциях.


4.3 Обязанности государственного служащего


Обязанности государственного служащего также регламентируются Законом. Основы обязанностей прописаны в статье 15[4]:

«1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ, прим. автора)

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.»[4]

Таким образом, государственный служащий имеет свои права и обязанности, несоблюдение которых ведет как минимум к смещению с должности, как максимум к уголовной ответственности.



Заключение


Таким образом, можно сказать, что государственная служба – понятие очень многостороннее, но при этом регламентируется несколькими правовыми документами. Развитие и соответствие государственной службы требованиям времени необходимо в силу того, что на основе реализации ее деятельности строится работа практически всего государства (исключение составляет только экономика, развитие которой зависит от частных предприятий, доля государства среди организаций, реализующих экономическую деятельность низкая).

Государственная служба имеет свою структуру, которая имеет свою классификацию, в соответствии с которой можно разделить все государственные должности на виды и классы. Присвоение классных чинов определяется указом президента, причем не важно, какого уровня чиновник – Федерального или Субъекта Федерации.

Государственная служба развивается на двух уровнях: Федеральном и Субъекта Федерации. При этом законодательная база, регламентирующая деятельность государственного служащего на уровне Федерации и Субъекта Федерации, может корректироваться в зависимости от потребностей региона, но при этом очень важно, чтобы принятый на уровне Субъекта Федерации закон или другой законодательный акт не противоречил основному закону.

Основные права и обязанности государственного служащего четко прописаны в статьях 14 и 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Каждый государственный служащий обязан выполнять предписанные законом условия реализации его деятельности. Невыполнение или нарушение Закона может привести в одних случаях к смещению с должности, в других – уголовную ответственность. Выбор меры наказания зависит от тяжести правонарушения.


Список использованных источников

1.       Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах; Норма. - М., 2002 г. – 640с.

2.       Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 апреля 2003г.: Советом Федерации 27 мая 2003г.] – М.: Ось-89, 2004. – 48 с.

3.       Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации/ с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39с.

4.       Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 07 июля 2004г.: Советом Федерации 15 июля 2004г.] – М.: Ось-89, 2005. – 46 с.

5.       Российская Федерация: Руководящие документы Президента РФ: Концепция реформирования системы государственной службы РФ: руководящий документ Президента РФ, 15 авг. 2001 г., N Пр-1496// Российская Федерация. Собрание законодательства РФ. - 2002. - №48. - Ст. 4558.


[1] Бахрах  Д.Н.  «Административное  право России» /  М.: Норма,  2002 г.,  стр.97


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты