Система и структура права

•        по времени действия как: 1. постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; 2.немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (13, с 404-405).

Институт права и его характеристика

Институты права являются первичным объединением юридических норм и в то же время связующим звеном между ними и отраслями как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.

Институт права - это комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.

Характерными чертами институтов права являются: 1. однородность фактического содержания обособленных видов общественных отношений; 2. относительная самостоятельность в регулировании видовых общественных отношений внутри конкретной отрасли права; 3. юридическое единство входящих в институт норм права, основанное на их содержании и правовом оформлении; 4. обособленность правовых предписаний института в структурных частях нормативных правовых актов (в частности, в конституции, кодексах и иных законах); 5.сложившийся метод правового регулирования, отражающий специфику процесса воздействия на определенный вид общественных отношений .

Примерами институтов права могут служить институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т. Д (13, с 406).

Правовые институты возможно классифицировать по следующим основаниям:

1. по составу (или предметно-отраслевому критерию) как:

- отраслевые (унитарные), содержащие нормы одной отрасли права (среди них, например, институт коммерческой концессии в гражданском праве);

- межотраслевые (комплексные), соединяющие в себе нормы нескольких отраслей (в частности, институт приемной семьи на условиях оплаты труда приемных родителей можно рассматривать как институт, имеющий отношение как к семейному, так и к трудовому праву);

2. по функциональной роли в правовом регулировании различают:

-         учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);

-         регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);

-        охранительные институты, связанные с правонарушениями (институт административной ответственности);

3. по соотношению между собой выделяют:

-        материальные правовые институты;

-        процессуальные правовые институты, предусматривающие процедуры реализации первых;

4. по структуре институты права разделяют:

-         на простые, соединяющие, как правило, небольшой комплекс юридических норм без каких-либо их подразделений;

-         сложные, включающие в себя систему однородных, но более дробных подразделений определенной отрасли права, которые именуют субинститутами. Сами же укрупненные институты со сложной системообразующей инфраструктурой в рамках одной отрасли относят к подотраслям права. Например, таковыми называют парламентское и муниципальное право в конституционном праве, банковское, бюджетное и налоговое право в финансовом праве (13, с.406-407).

Отрасль права: понятие и основные классификации

Основными элементами системы права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные сферы общественных отношений и обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.

Отрасль права - это обособленная совокупность связанных едиными принципами и функциями правовых институтов, регулирующих на основе специфических юридических средств и способов качественно однородные общественные отношения.

Отрасли права традиционно делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей.

Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие и специальные отрасли права.

Базовая (или ведущая) отрасль - конституционное (государственное) право, представляющее собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного и общественного строя страны, формы правления, государственного устройства и государственно-политического режима, правовой статус личности, систему органов государственной власти и механизм осуществления их деятельности. Основы базовой отрасли содержатся в конституции государства и конституционных законах, развивающих ее положения.

Профилирующие отрасли воплощают в себе регулирующие и охранительные начала права, соединенные в следующие виды права

-   административное право;

-   гражданское право;

-   гражданско-процессуальное право;

- уголовно-процессуальное право

Специальные отрасли формировались на основе базовой и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права:

-   финансовое право;

-   земельное право;

-   семейное право;

-   трудовое право;

-   уголовно-исполнительное право (13, с402-409).

Более подробно вышеперечисленные отрасли права будут рассмотрены в третьей главе данной работы.

На основе вышесказанного можно предложить еще одно определение понятию система права.

Система права - это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) правя, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права (10, с 260).


2. Основания построения системы права


Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности - на отрасли. Что служит критерием основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:

-   предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);

-метод правового регулирования (каким образом регулирую те или иные общественные отношения) (10, с 260).

Предмет правового регулирования – качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: Что регулируется? (14, с 53)

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли. институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающие в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются субъекты общественных отношений; предметы материального мира социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий — метод правового регулирования (11, с173).

Метод правового регулирования- совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

·                          юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;

·                          порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т. е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);

·                          характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения) (10, с261).

На основе указанных характеристик различные авторы выделяют различные методы правового регулирования. Так Лазарев В.В. и Липель С.В. выделяют два основных методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе,- автономный, диспозитивный, метод коор-Мнации); и административно-правовой (именуемый также авторитарный, императивный, метод субординации).

Первый предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер. (10, с.261).

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение (11, с 174).

При административно-правовом методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер (10, с.261-262). Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права. Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойствен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным (11, с 174).

Кроме этих основных методов Мальков А.В. выделяет также поощрительный и рекомендательный методы.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания, а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты