Система местного самоуправления в сфере культуры и досуга

Таким образом, цель социокультурной политики в городе Челябинске - целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих городского пространства.

В рамках этой цели планируемые и реализуемые задачи социокультурной политики включают следующие позиции:

- выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основным федеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развития современной российской государственности;

- наполнение содержательной стороны социокультурной политики региональными специфическими особенностями, учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразие культуры города Челябинска, Челябинской области и Южного Урала в целом;

- согласование социокультурных программ администраций районов в городе Челябинске с основными принципами культурной политикигородской Администрации, а также с социокультурными приоритетами основных субъектов культуросозидательного процесса;

-         обеспечение единства социокультурного пространства, равных возможностей для жителей различных районов города и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни города;

-         повышение оснащенности учреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;

- становление и развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры.

В целом, в структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики города Челябинска можно выделить следующие. Конструктивное взаимодействие власти, культуры, науки, образования:

- обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций и высших учебных заведений по выработке и реализации совместных социокультурных программ и проектов;

- государственное стимулирование поступательного развития учреждений муниципального дополнительного художественного образования детей города Челябинска с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;

- создание условий доступности и возможности получения дополнительного художественного образования детям из малообеспеченных семей города Челябинска, из детских домов, с ограниченными физическими возможностями.

- обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественного образования по линии: школа - профессиональное учебное заведение - высшее учебное заведение;

 -сотрудничество с высшими учебными заведениями города по обеспечению учебного процесса в учреждениях дополнительного художественного образования инновационными учебными, учебно-методическими и научными программами;

 -стимулирование развития фундаментальных и прикладных научных исследований культуры и искусства, осуществляемых отдельными учёными и исследовательскими коллективами в городе Челябинске;

- учреждение специальных стипендий наиболее талантливым воспитанникам муниципальных учреждений дополнительного художественного образования, студентам творческих специальностей высших учебных заведений города;

-      гарантированная поддержка перспективных научных работ школьников, студентов, аспирантов, изучающих историю, теорию и практику культуры искусства в учебных заведениях города Челябинска;

-      учреждение грантов городской Администрации для поддержки наиболее перспективных и актуальных научных разработок, осуществляемых научными и научно-педагогическими работниками высших учебных заведений города, направленных на создание социально-значимых для города Челябинска культурных проектов;

-сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациями по реализации гарантовой поддержки социально-значимых для города Челябинска культурных проектов.

Перечисленные мероприятия имеют стратегическую цель - повышение общеобразовательного и общекультурного уровня населения города Челябинска, повышение престижа и социальной значимости сферы культуры и искусства, образования и науки в общественном мнении.

Сотрудничество со средствами массовой коммуникации.

Социальная и культурная политика в сфере средств массовой коммуникации направлена на обеспечение со стороны законодательной, исполнительной и судебной власти города свободы слова и независимости средств массовой информации. Целью социальной и культурной политики в сфере средств массовой коммуникации является:

 - создание условий для формирования единого культурно-информационного пространства Челябинска;

- использование информационных и коммуникативных возможностей СМИ в гуманитарных проектах, направленных на социальное и культурное развитие города;

 - создание условий доступности новейших информационных технологий для жителей города;

-развитие информационно-рекламной деятельности учреждений культуры и расширение связей учреждений культуры со средствами массовой информации.

Развитие учреждений культуры и искусства.

В городе Челябинске функционируют десятки учреждений культуры и искусства различного административного подчинения и форм собственности. Среди них:

-   музеи и выставочные залы;

-   детские школы искусств;

-   театры и театральные студии;

-   кинотеатры и досуговые комплексы;

-   концертные залы;

-   национально-культурные центры;

-   библиотеки;

-   клубы и дворцы культуры.

Стратегические приоритеты социальной и культурной политики в сфере культуры и искусства определяются реальными потребностями конкретных подразделений. Главная цель - стабильное функционирование и динамичное развитие муниципальных учреждений культуры в городе Челябинске. Реализация данной цели может быть достигнута комплексом мероприятий, инициируемых законодательной и исполнительной властью города Челябинска. Комплекс названных мероприятий включает:

-специализированное финансирование целевых муниципальных культурных программ (театральных фестивалей, конкурсов, пополнение книжных фондов библиотек и т.д.);

-   выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по специально разработанному комплексу номинаций;

-   строительство «Центров искусств» в отдалённых районах города;

-привлечение спонсоров и меценатов к финансовой поддержке отдельных деятелей культуры и искусства, а также творческих коллективов через единовременные акции, через создание специализированных некоммерческих фондов.

Гармонизация этнических и конфессиональных отношений.

В городе Челябинске национальные и религиозные отношения отличаются стабильностью. В настоящее время необходимо закрепить данную позитивную тенденцию. Социокультурная политика в области этнических и конфессиональных отношений имеет следующие основные цели:

- создание условий равноправного участия граждан всех национальностей и религиозных конфессий в социокультурном процессе;

-содействие развитию культуры и искусства всех этносов, этнокультурных групп, проживающих в городе Челябинске, поддержка народных промыслов и ремесел;

-взаимодействие с национальными культурными центрами в реализации актуальных задач социокультурного развития города.

Отношение к массовой культуре и сфере досуга.

Современная российская социокультурная реальность демонстрирует коммерциализацию сферы культуры. Гуманистические ценности уступают место коммерческой выгоде как главному критерию культурного развития. В этих условиях необходимо выработать стратегию отношения к коммерческим формам массовой культуры. Социокультурная политика в области массовой культуры имеет цель:

- использовать сферы и формы массовой культуры для утверждения в социуме города Челябинска гуманистических и национально-патриотических идеалов посредством развития социальной рекламы, организации общедоступных широкомасштабных социокультурных акций;

- противодействовать деструктивным влияниям отдельных элементов массовой культуры, способствующих развитию в обществе наркомании, пропагандирующих насилие и иные антиобщественные формы поведения.

В сфере досуга социокультурная политика имеет цель сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, разрабатывающими и реализующими досуговые программы социальной и гуманитарной направленности в городе.

2.2 Деятельность Управления культуры города Челябинска


Управление культуры - структурное подразделение Администрации города Челябинска, которое осуществляет политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия Челябинска, содействует развитию сферы досуга.

До 1970 эти функции выполнял 1 инспектор под руководством зав. отделом культуры А.П. Пескова, затем в штат отдела были введены заместитель и еще 2 инспектора.

В 1980-х гг. отдел был переименован в Комитет по культуре и искусств Администрации города; его возглавила Н. В. Парфентьева; инспекторы переведены в статус главных специалистов.

В 1997г. Комитет преобразован в управление культуры и информации администрации города. Произошли изменения в структуре - были созданы 2 отдела: по работе с учреждениями культуры и искусства и по работе с негосударственными учреждениями.

В 2001г. Управление культуры и информации переименовано в Управление культуры.

В ведении Управления библиотечная системы (взрослая и детская), 15 детских школ искусств, 3 муниципальных театра, 11 кинотеатров, ЦИКНЧ, 7 парков, зоопарк и др.

Управление культуры руководит работой по развитию базы муниципальных учреждений культуры, по сохранению памятников культурно-исторического наследия, решает задачи по удовлетворению духовных потребностей горожан, развитию культурно-досуговой деятельности курируемых учреждений. Управление способствует развитию художественного творчества, формированию единого социокультурного пространства, осуществляет социально-экономическую защиту интересов работников сферы культуры и искусства.

Управление подотчетно заместителю Главы города по социальным вопросам и работает во взаимодействии со всеми структурными подразделениями администрации города, постоянной комиссией по социальной политике Городской думы, творческими Союзами и другими заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления культуры является организация и проведение культурно-массовых мероприятий для жителей города.

В целях укрепления и развития городских традиций успешно были проведены разноплановые мероприятия:

- общедоступные широкомасштабные гуманитарные акции, мероприятий в форме эстрадно-зрелищных шоу программ;

- культурно - массовые мероприятия к праздничным датам, игородским праздникам;

-   мероприятия на открытых площадках;

- фестивали и конкурсы Международного, общероссийского, регионального, областного и городского уровней;

- выставки.

По сравнению с 2006 годом вырос количественный и качественный уровень городских мероприятий, увеличилось число посетителей. В частности, отслеживая динамику роста общегородских мероприятий в период с 2004 по 2008 год:

2004   год - 35 мероприятий;

2005   год - 40 мероприятий;

2006   год - 68 мероприятий;

2007   год - 82 мероприятий;

2008   год – 91 мероприятия.

Можно сделать вывод, что в 2008 году по отношению к 2004 году количество мероприятий выросло на 47 %.

Деятельность Управления культуры, направленная на приобщение к культурным ценностям всех горожан, в том числе, маломобильных групп населения и людей, проживающих в отдаленных частях города, позволила увеличить общедоступные мероприятия, проводимые на открытых площадках, на 23,8 %.

Увеличилось количество мероприятий, проводимых на открытых площадках.

Этот результат, прежде всего, следствие активной работы подведомственного муниципального учреждения культуры «Новый художественный театр». С использованием передвижной сценической площадки - АвтоКлуб было проведено более 25 выездных мероприятий в различных точках города.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления культуры остается проведение массовых мероприятий для горожан — разноплановых, современно организованных, красочных. Это театрализованные концерты в честь Дня защитника Отечества, Дни славянской письменности и культуры, День защиты детей, городские выставки цветов и плодов, масштабное празднование Дня города и многие другие.

Заключение


Культурная политика способна формировать новое пространство культуры. При этом ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам современное законодательство сконцентрировало на уровне местных органов власти.

Именно уровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственной культурной политики. На уровне города сходятся все составляющие социокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сфера культуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры), мегауровень (межкультурные коммуникации).

Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:

-решение вопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сети учреждений культуры;

-определение уставных задач и механизмов их реализации;

-утверждение критериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.

Кроме того, реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сети учреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениями культуры, конкретных программ и проектов.

Что касается города Челябинска, то можно выделить несколько факторов, которые необходимо учитывать при формировании культурной политики в городе Челябинске.

Первое - наличие концепции социокультурного развития города, которая бы адекватно воспринималась и разделялась всеми участниками осуществления культурной деятельности.

Второе — множественность субъектов культурной деятельности и различия в представлениях о приоритетах и ценностях культуры. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть инструменты для выявления истинных потребностей населения города Челябинска и согласования различных позиций.

Третье — недостаток информации на городском уровне о современных тенденциях в развитии сферы культуры, что отражается на способности людей, вовлеченных в процесс реализации культурной политики адекватно воспринимать ситуацию. Необходим перманентный культурологический опрос. Все эти вопросы задают направления возможных перспектив совершенствования культурной деятельности в городе Челябинске.

Список источников и литературы


1.                  Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 740»// Правовая база Консультант-плюс.

2.                  Федеральный законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (ред. от15 февраля 2006) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» »// Правовая база «Консультант-плюс».

3.                  Федеральный законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от15 февраля 2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Правовая база «Консультант-плюс».

4.                  Закон Челябинской области от 28 октября 2004 года «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области»//Правовая база «Консультант-плюс».

5.                  Устав города Челябинска (от 17.12.1995)// Правовая база «Консультант-плюс».

6.                  Решение Челябинской городской Думы от 27.09.2005 № 6/11 «Об утверждении Положения о деятельности в сфере культуры на территории города Челябинска» // Правовая база «Консультант-плюс».

7.                  Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. - М: Инфра-М, 2000.

8.                  Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. - М.: Финансы и статистика, 2003.

9.                  Вульфович P.M. Управление социальной сферой муниципального образования. - Сыктывкар: КРАгСиУ, 2004.

10.             Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников СБ., Патрушев В.И. Основы современного муниципального управления. — М., 2000.

11.             Головина Г.В Досуговая деятельность: понятие, структура, функции, статус // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика: коллект. моногр. - Челябинск, 2005. - 4.1. - С. 67-80.

12.             Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

13.             Зотов В.Б., Бабаун Р.В., Кириллова А.Н. Система муниципального управления: Основы местного самоуправления; Концепции и сферы муниципального управления; Организация деятельности муниципальной власти: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Олма-Пресс, 2006.

14.             Кармин А. С. Культурология: учебник. - СПб., 2001. - С. 202.

15.             Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. - М.: Феникс, 2007. - 608с.

16.             Можаева Н.Г. Богинская Е.В. Муниципальной управление. - М.: Гардарики, 2006. - 256с.

17.             Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации. - М., 2007.

18.             Парахина В.Н., Галлеев Е.В. Муниципальное управление. - М.: Кнорус, 2007. -496с.

19.             Рой М.О. Система государственного и муниципального управления. - Спб.: «Питер», 2003

20.             Туев В.В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика: коллект. моногр. - Челябинск, 2005. - Ч. I. - С. 11-29.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты