Система муниципального управления

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. Такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укре ление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной за щите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.

Взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:

-                   законности,

-                   сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,

-                   самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,

-                   взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;

-                   обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,

-                   добровольности заключения договоров и соглашений;

-                   взаимной ответственности,

-                   гласности.

Характер полномочий местной власти позволяет определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства; разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления, совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления, содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций, защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в формах:

-                   главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;

-                   создаются совместные временные группы и комиссии;

-                   для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

-                   по вопросам, касающимся всех муниципальных образований, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований.


По теме 8. Раскройте содержание кадровой работы на муниципальном уровне в соответствии с федеральным законом № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ»


За последние годы в Российской Федерации была проделана исключительно большая работа по становлению и развитию новой системы государственного и муниципального управления и самоуправления, по совершенствованию работы органов власти и управления всех уровней. Однако, весьма актуальны пути повышения эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, кадровых работников государственной и муниципальной службы.

Предметом регулирования Федерального закона № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Статей 2 Закона пояснено понятие муниципальной службы. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Статьей № 16 Закона определен порядок поступления на муниципальную службу. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.          Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.


По теме 11. Раскройте порядок осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального района


Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной Федеральным законом «О бюджетной классификации в РФ» с использованием единой методологии и нормативной базы.

Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. Однако следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результате органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а в случаях, установленных названными законами, - еще и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Расходная часть местных бюджетов включает: расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Их средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

В местных бюджетах в качестве составной части могут быть предусмотрены сметы расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы, однако большинство муниципальных образований вынуждено принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета при его утверждении. При этом должны быть указаны источники покрытия дефицита.

Под доходами местных бюджетов понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления.

К собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, другие безвозмездные перечисления; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в порядке наделения. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных налогов и сборов. В местные бюджеты зачисляется часть доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным налоговым ставкам или нормативам отчислений. Ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных, региональных налогов, сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов.


По теме 10. Раскройте понятие «муниципальная собственность» и проанализируйте качество и эффективность использования муниципальной собственности в вашем муниципальном образовании


Муниципальная собственность республики Хакасии представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью. Решение о порядке формирования муниципальной собственности принимается на федеральном уровне, а передачу этой собственности осуществляют Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность - одно из обязательных условий существования местного самоуправления, но ее отсутствие не является основанием для упразднения муниципального образования.

Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

На отношения муниципальной собственности республики Хакасия распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения. Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

В собственности муниципальных образований республики находится имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. Порядок и сроки отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Так, Постановлением Правительства РХ от 13 июля 2004 года «О порядке принятия в государственную собственность РХ объектов муниципальной собственности и в соответствии со статьей 6 Закона Республики Хакасия от 25.06.1998 N 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия принято Положение о порядке принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности. В Положении озвучены следующие этапы:

1. Настоящее Положение регулирует порядок принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности.

2. В государственную собственность Республики Хакасия могут приниматься находящиеся в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов регионального значения, в соответствии с законодательством РФ и законодательством РХ.

3. Для осуществления принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности органы исполнительной власти Республики Хакасия направляют в Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом предложения по принятию объектов с приложением: перечня объектов, принимаемых в государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности, по форме, указанной в приложении к настоящему Положению; обоснования необходимости использования данных объектов для решения вопросов регионального значения; предварительного согласия органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования на передачу объектов муниципальной собственности.

4. Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом выносит на рассмотрение Правительства РХ вопрос о целесообразности принятия в государственную собственность РХ объектов муниципальной собственности.

5. В случае принятия Правительством Республики Хакасия решения о целесообразности принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности, перечень объектов, принимаемых в государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности, направляется на утверждение в Верховный Совет Республики Хакасия с приложением следующих документов: постановление Правительства Республики Хакасия о целесообразности принятия в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности; пояснительная записка.

6. Верховный Совет Республики Хакасия утверждает перечень объектов, принимаемых в государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности.

7. Утвержденный Верховным Советом Республики Хакасия перечень объектов, принимаемых в государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности, с приложением документов, указанных в п. 5 настоящего Положения, направляется Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в соответствующее муниципальное образование для принятия решения о передаче объектов.

8. Решение о передаче или об отказе в передаче в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности принимается уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия, правовыми актами соответствующего муниципального образования в месячный срок с момента получения уполномоченным органом местного самоуправления перечня объектов, принимаемых в государственную собственность Республики Хакасия из муниципальной собственности. Решение об отказе в передаче в государственную собственность РХ объектов муниципальной собственности должно быть мотивированным и содержать указания на причины такого отказа.

9. Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и органы местного самоуправления в месячный срок с момента принятия решения о передаче в государственную собственность Республики Хакасия объектов муниципальной собственности оформляют необходимую документацию, акты приема-передачи.

10. После подписания актов приема-передачи и государственной регистрации права государственной собственности Республики Хакасия на переданные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся соответствующие изменения в реестр республиканского имущества и реестр муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

11. Информирование и консультирование по вопросам, связанным с принятием объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Хакасия, осуществляются Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.

Проанализировав действия региональных властей по управлению государственным имуществом, можно констатировать, что в республике налажены связи между региональными структурами, в ведомстве которых находится собственность. Порядок и сроки отчуждения имущества устанавливаются федеральным законом. Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления республики не устанавливают ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся строго на основе договоров.


Библиография


1.     Автономов А.С. Правовые и финансовые основы самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002. - С. 80.

2.     Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. - 2001. - № 3.

3.     Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. - М., 2005. - С. 445.

4.     Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М., 2005. - С. 559.

5.     Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М., 1997. – С.46.

6.     Воронин А.Г. Основы управления муниципальным имуществом. М., 2004. С. 86.

7.     Ефимчук И.В. Муниципальная собственность и ее эффективность в системе рыночных отношений. - Н. Новгород, 1999. - С. 76.

8.     Зуев В.М., Кузнецов С.С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. - Томск, 1999. - С.10.

9.     Муниципальное право: учебное пособие / Н Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. - М., 2004. - С. 559.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты