Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь во всех жизненно важных сферах должно предусматривать организацию взаимодействия всех субъектов системы обеспечения безопасности. Такими субъектами являются:

граждане Республики Беларусь;

юридические лица: субъекты хозяйствования, общественные организации;

государство в виде органов власти и управления, законодательных и исполнительных органов.

Деятельность всех субъектов обеспечения национальной безопасности образует систему отношений (политических, экономических, социальных, организационных, административных, правовых и иных), которые должны регулироваться законодательством Республики Беларусь. В силу того, что эти отношения возникают по поводу обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, законодательство должно включать в себя систему законов, нормативных и правовых актов, регулирующих эти отношения на уровне взаимодействия личности и общества, личности и государства, общественных организаций и государства. Данные уровни отношений регламентируются республиканским законодательством, ведомственными нормативными актами, правовыми актами системы управления (территориальными и отраслевыми).

Для обеспечения эффективной деятельности по разработке законодательства, нормативных и правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности должна быть обеспечена системность, соподчиненность и последовательность в их разработке, принятии и контроле за выполнением.

Система законодательных, нормативных и правовых актов по обеспечению национальной безопасности должна включать:

1. Основополагающий закон "Об основах национальной безопасности Республики Беларусь", регламентирующий общие понятия в сфере национальной безопасности, определяющий систему обеспечения национальной безопасности (ее элементы, принципы их взаимоотношений, соподчиненность, роль и ответственность каждого из субъектов за осуществление деятельности по обеспечению национальной безопасности), обязанность каждого из субъектов по разработке нормативных и правовых актов в соответствующей сфере жизнедеятельности. Закон должен носить долговременный, концептуальный характер, поэтому жизненно важные интересы Беларуси в сфере обеспечения национальной безопасности, основные угрозы безопасности, основные направления ее обеспечения на перспективу должна определять концепция национальной безопасности, принимаемая (утверждаемая) сроком на 5 лет.

2. Законы Республики Беларусь, определяющие систему отношений между личностью, обществом и государством в сфере обеспечения безопасности (политической, экономической, военной, гуманитарной, информационной, экологической и иных, в которых могут возникать угрозы национальным интересам Республики Беларусь) и закрепляющие организационную структуру субъектов обеспечения безопасности (законы Республики Беларусь "Об обеспечении экономической безопасности", "Об информационной безопасности" и т.д.).

3. Концептуальные ведомственные нормативные документы, регламентирующие деятельность по обеспечению национальной безопасности и защите жизненно важных интересов Беларуси (личности, общества и государства) в конкретной сфере жизнедеятельности (концепции безопасности в гуманитарной (или иной) сфере, стратегии обеспечения экономической безопасности и т.д.).

Основные направления обеспечения национальной безопасности, сформулированные в стратегиях или доктринах безопасности в сферах жизнедеятельности, должны конкретизироваться в соответствующих планах мероприятий.

 

3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь


Согласно Концепции национальной безопасности основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь составляют:

1.                 Анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности.

2.                 Определение приоритетных направлений укрепления национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.

3.                 Разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также принятие мер по их нейтрализации или локализации.

4.                 Поддержание сил и средств системы обеспечения национальной безопасности в готовности, разработка и осуществление мер по их эффективному взаимодействию и использованию в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.

5.                 Контроль за деятельностью государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также граждан, занятых в сфере обеспечения национальной безопасности.

6.                 Информирование граждан республики по вопросам обеспечения национальной безопасности.

С позиций системного подхода обеспечение национальной безопасности государства условно можно представить как сложное взаимодействие таких подсистем, как обеспечение политической безопасности, экономической безопасности, информационной безопасности, военной безопасности и др. Системы обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества являются подсистемами более общей сложной системы обеспечения национальной безопасности государства. Все они находятся на едином уровне иерархии и имеют определенные информационные и функциональные связи между собой.

Роль указанных подсистем зависит от осуществляемых функций и их приоритетов. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь за последние годы сводились к следующему:

управление деятельностью системы обеспечения национальной безопасности;

осуществление плановой и оперативной деятельности по обеспечению национальной безопасности;

создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

участие в международных системах безопасности.

В зависимости от зафиксированного уровня межгосударственных противоречий, характера, масштабов и уровней угроз реализации национальных интересов в соответствующих сферах меняется и роль составных подсистем обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Анализ состояния национальной безопасности свидетельствует о том, что ее уровень не в полной мере соответствует современным требованиям и не обеспечивает способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства, создания благоприятных условий для организации защиты их интересов.

Современное состояние Республики Беларусь характеризуется рядом специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе политических и экономических связей, так и со спецификой реформирования народного хозяйства, социально-политических и экономических процессов.

Особенности внешних и внутренних процессов, политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении национальной безопасности Беларуси, о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения безопасности, построении универсальной модели обеспечения безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.

Основные цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:

обеспечение реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитие демократических институтов;

сохранение общественного согласия и политической стабильности в Республике Беларусь;

экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;

незыблемость народного, национального и государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственной независимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма и укрепление единства народа;

сохранение и приумножение моральных и духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей и традиций;

устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

обеспечение оснащенности и боевой готовности вооруженных сил, войск и воинских формирований государства;

безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание правопорядка;

обеспечение достойной роли Республики Беларусь в мировом сообществе;

развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства.

Безопасность выражает состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровнях ее функционирования - межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., в различных сферах деятельности - политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.

Обеспечение национальной безопасности - это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку концепции обеспечения безопасности государства и утверждение государственной стратегии обеспечения безопасности, а также проведение политики, направленной на их реализацию. Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися в этих документах, а тем более противоречащие им, должны рассматриваться как направленные на подрыв суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь. Обеспечение национальной безопасности осуществляется на каждом ее уровне соответствующими структурами и методами. Государственная безопасность - структурными элементами государственного аппарата, а при достижении совпадения интересов государственный аппарат обеспечивает национальную безопасность. На уровне общества субъектами обеспечения национальной безопасности выступают различные общественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителей и пр.). Безопасность личности в различных сферах обеспечивают структурные звенья государственных органов, общественные организации, партии, предприятия, фирмы или сам гражданин. Такой подход закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В частности, в разделе "Структура и правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности" определено, что "система обеспечения национальной безопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан Республики Беларусь по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от всех видов угроз внешнего и внутреннего характера. Структура системы обеспечения национальной безопасности формируется на базе государственных органов власти и управления"

 

4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь


Систему государственных органов Республики Беларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты