Система органов государственного управления в РФ

·        осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

·        осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

·        осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

·        осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.[1]

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Председатель Правительства - Путин Владимир Владимировичс 8 мая 2008 г.[8]


1.4 Судебная власть


Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.[9]

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Главой Конституционного суда является Председатель Зорькин Валерий Дмитриевич.

Верховный Суд Российской Федерации:

·                   является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

·                   осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

·                   в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

·                   является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

·                   изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

·                   разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Председателем Верховного Суда Российской Федерации является Вячеслав Михайлович Лебедев.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находится на вершине системы арбитражных судов:

-Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

-федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

-арбитражные апелляционные суды;

-арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

·                   защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

·                   содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является Иванов Антон Александрович.[4]


Глава 2 Сравнительный анализ законодательной власти в Российской Федерации и в Республике Башкортостан

Так как в первой главе курсовой работы были рассмотрены функции Совета Федерации и Государственной Думы РФ, то в данной главе рассмотрим структуру и проведем анализ законодательной власти в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан — высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан.

Правовые основы деятельности и статус Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан определены главой 4 Конституции Республики Башкортостан и законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан».

Курултай I и II созывов был двухпалатным также как и Федеральное Собрание. Срок полномочий башкирского парламента I и II созывов составлял четыре года.

Выборы депутатов I созыва состоялись 5 марта 1995 года. В Законодательную палату были избраны 40 депутатов, работавшие на постоянной основе. В палату Представителей были избраны 156 депутатов - по два от каждой из 78 административно-территориальных единиц Башкортостана. 49,7% депутатов палаты Представителей составляли главы районов и городов Башкортостана, а 13,7% - представители республиканского правительства.

Выборы депутатов II созыва состоялись 14 марта 1999 года. Избирательным законодательством Республики Башкортостана численность депутатов, работавших на постоянной основе (Законодательная палата), сокращена до 30 человек, количество депутатов, входивших в палату Представителей, - до 144 человек.

Выборы депутатов III созыва состоялись 16 марта 2003 года и проводились по мажоритарной системе. Курултай в отличие от Федерального Собрания стал однопалатным  и состоял из 120 депутатов. Срок полномочий увеличен до пяти лет.

Выборы депутатов IV созыва состоялись 2 марта 2008 года. В Курултай Республики Башкортостан IV созыва входят 120 депутатов. Выборы проводились по смешанной системе: половина депутатов (60) избирались по пропорциональной системе, а другая (60) — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты IV созыва работают в Курултае Республики Башкортостан на постоянной (16 депутатов) и непостоянной основе (104 депутата). [10]

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан возглавляет председатель, который имеет одного заместителя. Председателем Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан IV созыва является Константин Борисович Толкачёв. Председатель Государственного Собрания избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Полномочия Госдумы РФ были описаны ранее, перейдем к основным вопросам ведения Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:

·                   принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

·                   осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

·                   толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;

·                   утверждение программ социально-экономического развития Республики Башкортостан;

·                   утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

·                   установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;

·                   установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

·                   установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

·                   принятие решения о наделении кандидатуры, представленной Президентом Российской Федерации, полномочиями Президента Республики Башкортостан;

·                   решение вопроса о недоверии (доверии) Президенту Республики Башкортостан;

·                   согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

·                   назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

·                   согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

·                   осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

·                   проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;

·                   назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан;

·                   назначение на должность и освобождение от должности Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

·                   избрание мировых судей;

·                   учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почётных званий Республики Башкортостан и другие вопросы.

В Курултае Республики Башкортостан IV созыва две фракции политических партий.

Фракция партии «Единая Россия» образована 6 мая 2008 и насчитывает 114 депутатов. Руководителем фракции является Сергей Тимофеевич Пашин.

Фракция КПРФ образована 8 июля 2008 и насчитывает 6 депутатов. Руководителем фракции является Артур Альбертович Шайнуров.

Госдума РФ образует комитеты и комиссии. В Курултае Республики Башкортостан IV созыва тоже работают 7 постоянных комитетов:

1.                комитет по государственному строительству;

2.                комитет по местному самоуправлению и общественным объединениям;

3.                комитет по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности;

4.                комитет по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству;

5.                комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;

6.                комитет по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи;

7.                комитет по социальной политике и здравоохранению.

Кроме того, как и в Госдуме РФ образованы комиссии:

1.                мандатная комиссия;

2.                комиссия по противодействию коррупции;

3.                комиссия по награждению Почетной Грамотой Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

4.                комиссия по депутатской этике;

5.                комиссия по соблюдению регламента;

6.                комиссия по контролю за ходом голосования с использованием электронной системы.[12]

Схожесть наблюдается и в законотворческом процессе. Проект закона Республики Башкортостан рассматривается Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Законы Республики Башкортостан также как и в Госдуме РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания. Председатель Государственного Собрания в семидневный срок направляет Президенту Республики Башкортостан принятые законы для подписания. Президент Республики Башкортостан обнародует закон либо отклоняет его в течение четырнадцати дней с момента поступления закона.

Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание вновь рассмотрит данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет отобран в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, он не может быть повторно отклонен Президентом Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней.[2]

Подавляющее большинство депутатов Курултая IV созыва – руководители государственных предприятий.

При Курултае работает Молодежная общественная палата.

В отличие от Госдумы РФ, где добровольный выход из фракции неминуемо грозит лишением депутатского мандата, в Курултае перебежчики такой кары могут не бояться. Согласно республиканскому закону, нарушители дисциплины могут лишиться полномочий только за прогулы заседаний без уважительной причины.

Заключение


Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:

1.                        В нашей стране недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с населением.

2.                        Не отработана так называемая вертикаль власти в стране, остаются спорными многие другие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских органов управления. Чаще всего в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и республиканские органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

3.                        Коррупция буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взятничестве должностных лиц или совмещение должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью.

4.                        Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Большинство их них не имеет профессионального образования по профилю работы. Значительная часть аппарата государственного управления сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.


Библиографический список


1.     Конституция РФ 1993 г.

2.     Халиков М.И.  Система государственного и муниципального управления: учеб.пособие. Уфа, 2007

3.     Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник. М.:Юнити, 2002

4.     Cайт энциклопедии Википедия.

5.     Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: учеб.пособие. М.: Экмос, 2005

6.     Официальный сайт Госдумы РФ

7.     Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Юристъ 2008

8.     Официальный сайт Правительства РФ 

9.     Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник. М.:Проспект,2004

10.            Официальный информационный портал Республики Башкортостан

11.            Официальный сайт Госсобрания в РБ

12.            Плехин А.П.  Административное право Российской Федерации. М. 2007

13.            Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 2006


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты