Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

1) Первое место в рейтинге соответствует наименьшему значению показателя.

2) С учетом индивидуальных предпринимателей.

3) Без учета индивидуальных предпринимателей.


Говоря об эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах РФ и, в частности, в Тюменской области и округах, необходимо отметить, что Губернатор Тюменской области Владимир Якушев 13.11.2008 г. принял участие в заседании Правительства РФ, на котором обсуждались результаты работы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Владимир Путин отметил, что цель работы по оценке эффективности – "объективно проанализировать состояние дел в регионах. Поощрить лучших. Помочь органам власти субъектов Федерации выявить недостатки в своей работе, подсказать пути их решения". Путин напомнил, что "для оценки выбраны показатели, наиболее важные для граждан страны": рост доходов населения, состояние системы образования, здравоохранения, состояние жилищно-коммунального хозяйства, уровень инвестиционной привлекательности территорий.

По результатам анализа Тюменская область возглавила двадцатку регионов России, добившихся, по словам Владимира Путина, "высоких результатов". Тюменская область получит финансовое поощрение в размере двух миллиардов рублей из федерального бюджета. "Внедрение системы оценки эффективности деятельности региональных органов государственной власти стало своевременным и правильным решением", - отметил губернатор Владимир Якушев.

Приведем некоторые данные по деятельности органов государственной власти ЯНАО (из выступления Губернатора ЯНАО Неёлова Ю. В. по итогам работы за 2009 г.).

Трудности, вызванные проблемами на глобальном финансовом рынке, не стали поводом для пересмотра основ экономической и социальной политики ЯНАО. В округе сохранена социальная стабильность.

В 2009 году обеспечены условия для уверенного движения автономного округа к новым экономическим и социальным ориентирам. Принят бездефицитный бюджет. Он характеризуется хорошим уровнем ликвидности и отсутствием долговой нагрузки. Бюджет составлен c учётом безусловного исполнения всех социальных обязательств перед всеми категориями граждан, подпадающими под меры окружной социальной поддержки. Все предусмотренные окружным законодательством социальные выплаты будут проиндексированы на 7%. javascript:OpenPopUp('/img/178/1155_g_l_1.JPG');Объём средств, выделенных на эти цели, составит порядка 8 миллиардов рублей. В 2010 году в сравнении с нынешним годом возрастут текущие расходы в консолидированном бюджете на социальную политику, здравоохранение, образование, спорт, охрану окружающей среды и агропромышленный комплекс.

Для того чтобы наглядно показать приоритеты, приведем ряд цифр. Расходы на образование в консолидированном бюджете на предстоящий год превысят объем адресной инвестиционной программы почти в 2,5 раза. Затраты на здравоохранение и меры окружной социальной поддержки будут выше средств на строительство более чем в два раза. Принципиально, что одновременно с этим в окружном бюджете на 41% урезаны расходы на содержание органов государственной власти. В целом затраты на социальные цели в составе консолидированного бюджета автономного округа приблизятся к отметке 80%. Губернатором округа дано поручение подготовить предложения о повышении зарплаты работникам бюджетных организаций в 2010 году, с учетом реальных поступлений в доходную часть бюджетной системы. javascript:OpenPopUp('/img/178/1154_g_01.JPG');Это решение повлечет немалые дополнительные расходы.

В автономном округе сложилась развитая система поддержки наших земляков, достигших пенсионного возраста. Из Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и выступления Председателя Правительства страны Владимира Владимировича Путина на съезде партии "Единая Россия" предельно ясно: государственная поддержка пенсионеров поставлена во главу государственной политики. С 1 декабря на треть повышена базовая часть пенсии. До этого также производились регулярные индексации пенсионных выплат. Все мероприятия в пенсионной сфере осуществляются за счёт федеральных средств. В соответствии с федеральным законодательством, за счёт окружного бюджета, вводится региональная социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума. Она установлена пенсионерам, отнесённым к получателям трудовой пенсии по старости, инвалидности и в случае потери кормильца.

Несмотря на повышение государственных пенсий, принято решение не отменять введенную в трудные для страны 90-е годы ежемесячную выплату из окружного бюджета неработающим пенсионерам, отдавшим Северу 15 и более лет. Органы власти автономного округа не только не повысили ставку транспортного налога, но и по инициативе Губернатора округа Законодательное Собрание приняло закон о введении льготы по транспортному налогу для инвалидов. Сейчас список льготников по этому налогу включает 11 категорий налогоплательщиков. Особое место среди старшего поколения занимают ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, защитники блокадного Ленинграда, жертвы фашистских лагерей, вдовы фронтовиков. В канун 65-летия Великой Победы совместно с депутатским корпусом дополнительно к мерам социальной поддержки из федерального и окружного бюджетов принят закон о пожизненном денежном содержании ветеранов за счет автономного округа в размере 20 тысяч рублей ежемесячно. Важно, что абсолютно все ямальские ветераны Великой войны обеспечены жильём. Кроме того, в 2010 году будет двукратно увеличена ежемесячная денежная выплата труженикам тыла, - до полутора тысяч рублей. Для увековечения подвига ямальцев в годы Великой Отечественной войны в окружной столице возводится Парк Победы, достойный памяти наших дедов и отцов.


2.2 Модернизация системы органов государственного управления на современном этапе


Последние годы на законодательном уровне предпринимаются серьезные меры по модернизации системы государственной власти Российской Федерации. Так, в 2004–2005 гг. были приняты важные решения по проведению административной реформы в Российской Федерации. В результате реализации начального этапа административной реформы к 2006 г. созданы необходимые предпосылки для последующей комплексной модернизации системы государственного управления в России.

Как отмечается в Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006–2008 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г., за прошедшие 2004–2005 гг. были проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.

Особое внимание в ходе рассматриваемого этапа административной реформы было уделено формированию нормативно-правовой базы по вопросам функционирования органов исполнительной власти как на федеральном, так и региональном уровнях.

В этом контексте в целях обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2004–2005 гг. были приняты такие новые законодательные акты, как Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Указ Президента Российской Федерации "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

Принятие этих законов предусматривает проведение масштабной реформы, имеющей важнейшее значение для выбора пути дальнейшего развития федерализма в России, в связи с изменением способа наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется по представлению Президента Российской Федерации соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По вопросу принятых изменений можно отметить следующее. С одной стороны, Федеральный закон не содержит прямых юридико-технических противоречий с Конституцией Российской Федерации. Известно, что прямая выборность глав исполнительной власти нигде в Конституции России не прописана. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции России система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Согласно положениям ст. 3 Конституции России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Однако это положение формально не нарушается процедурой опосредованного наделения властью высшего должностного лица субъекта Федерации, поскольку Президент России является выборным лицом и принцип непосредственности власти народа осуществляется в рассматриваемом случае через него.

В ст. 5 Конституции России сказано, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в том числе, и на единстве системы государственной власти.

С другой стороны, к основам конституционного строя относятся принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также норма ч. 2 ст. 11, согласно которой государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции, единая система исполнительной власти в Российской Федерации образуется только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции России. Таким образом, в случае назначения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации Президентом России, а также в случае роспуска законодательного органа субъекта Федерации в ситуации последовательного (двукратного или трехкратного) отклонения предложенной кандидатуры органом законодательной власти субъекта Федерации возможно нарушение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между субъектом Федерации и федеральным центром.

Также следует отметить, что статьи 83 и 84 Конституции России дают закрытый перечень полномочий Президента Российской Федерации в сфере кадровой политики, назначения выборов, референдумов и роспуска Государственной Думы. Рассматриваемый Закон отличается тем, что прямо наделяет Президента России властными полномочиями по формированию органов государственной власти субъектов Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты