В силу особого характера и специфики деятельности УВД на транспорте его организационная структура обладает некоторыми особенностями. Так, в состав криминальной милиции входит управление (отдел, отделение) по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Имеются специфические подразделения, например, отдел (отделение) по обеспечению безопасности на воздушном и водном транспорте.
Горрайлинорганы являются основным звеном системы МВД по следующим обстоятельствам:
1. Система горрайлинорганов наиболее хорошо структурирована. Она складывалась на протяжении всей истории России и охватывает все без исключения населенные пункты и объекты. Система же горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т. д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.
Построение системы органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) привязано не к территории, а к объектам транспорта, при этом линейные органы внутренних дел создаются для обслуживания отделении дорог, авиаотрядов и дислоцируются в крупных аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских, речных портах.
2. Горрайлинорганы—самое многочисленное звено системы.
3. Горрайлинорганы—основной исполнитель титульных функций системы МВД, т. е. они, обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают, раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений, выполняя большой объем работы.
4. Горрайлинорганы находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Они являются тем звеном системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью, органами власти и управления. В силу этого от их работы зависит формирование общественного мнения о системе МВД в целом, ее оперативно-служебных приоритетах, ориентированности и способности выполнять стоящие перед ней задачи.
Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро меняющейся оперативной обстановки. Это связано с подвижностью, мобильностью населения, сосредоточением значительного числа граждан в общественных местах, на транспорте, высоким уровнем миграции, концентрацией маргинальных элементов, от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения преступлений.
Реализация задач, решаемых ГОВД, требует ресурсного обеспечения как традиционно существующими, так и создаваемыми службами и подразделениями, а также временными структурными целевыми образованиями.
Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД. Здесь можно выделить ГОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические центры, портовые, пограничные города,
Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимально нее соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.
Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном построении (малочисленность личного состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов; упрощенная структура управления).
В сельской местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции, представители которой находятся ближе к населению, имеют значительную по площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими участковыми инспекторами круг задач.
Линейные управления, отделы, отделения внутренних дел являются основным звеном в системе ОВДТ. Они повседневно обеспечивают общественный порядок и безопасность, ведут борьбу с преступностью на объектах транспорта.
Линейные органы внутренних дел строят свою оргструктуру в соответствии с Примерной моделью линейного управления, отдела (отделения) внутренних дел на транспорте, утвержденной приказом МВД России № 420—1993 г.
Организационно-штатное построение линейных органов, в отличие от построения территориальных ОВД, имеет особенности, заключающиеся в наличии в составе криминальной милиции подразделения по борьбе с посягательствами на грузы, а в составе милиции общественной безопасности — подразделения по досмотру.
В ЛОВД могут также создаваться линейные отделения внутренних дел и линейные пункты милиции (ЛПМ), а также оперативные заслоны милиции. Основания и порядок их создания, структура и правовой статус определены Типовым положением, утвержденным приказом МВД РФ № 140—1996 г.
Множественность функций, специфичность среды функционирования, интенсивно меняющаяся обстановка обусловливают поиск и применение ОВДТ и специфичных организационно-тактических форм в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
В последнее время органами внутренних дел на транспорте стали активно использоваться такие специальные временные формирования, как оперативные заслоны, наряды по сопровождению поездов (самолетов, судов), оперативно-поисковые группы, совместные дежурные части и специализированные группы милиции и военизированной охраны транспортных ведомств, посадочные группы и т. д.
МВД России уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайлинорганов, повышению эффективности их работы. Тем не менее, в организационной деятельности горрайлинорганов имеются проблемы, связанные с поддержанием служебно-боевой готовности, повышением роли дежурной части как органа оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, оперативным управлением силами и средствами, повышением профессиональной подготовки личного состава (в том числе поиск новых форм, методов работы по раскрытию тяжких преступлений), улучшением системы финансового, материально-технического, информационного и другого обеспечения.
В настоящее время совершенствование управления горрайлинорганами осуществляется по следующим направлениям.
1. Четкая постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности.
2. Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству подчиненными подразделениями со стороны МВД России, МВД, ГУВД, УВД, субъектов Федерации, горрайлинорганов.
3. Оптимальное соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД.
4. Укрепление правовых основ организации и функционирования ОВД.
5. Оптимизация организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников ГУВД, УВД, горрайлинорганов по корректированию оргструктур и перераспределению штатной численности.
6. Совершенствование процессов управления.
7. Создание надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно низового звена, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормативами.
8. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов оперативно-служебной, организаторской деятельности.
9. Улучшение стиля и методов управления.
В настоящее время в России кардинально меняются многие приоритеты государственно-правовой политики, в том числе определяющие роль и значения МВД прежде всего как репрессивно-карательного органа, происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества.
Правоохранительная политика Российского государства направлена на совершенствование основополагающих направлений правоприменительной деятельности. При определении её содержания российские законодатели исходят из наиболее современных методов организации всей системы МВД. Следует отметить, что при этом учитываются общепризнанные международные стандарты.
Благодаря принятым мерам в системе МВД восстановлена единая централизованная вертикаль управления, устранены разобщенность и необоснованное дублирование в работе различных служб и подразделений органов внутренних дел, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Министерство консолидируется, избавляется от структурной избыточности и разбалансированности. Укрепляется кадровый состав службы.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. — М. 1993.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 17.12.97 г.№ 2 ФКЗ //Российская газета. N 245 от 23декабря 1997 г.
3. О милиции: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1026-I (в ред. от 10.01.2003 №15-ФЗ).
4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314.
5. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649.
6. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: Указ Президента РФ № 209 от 12 февраля 1993 г. (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.)//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.
7. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 (в ред. от 17.04.2003 № 444 )
8. О подразделениях криминальной милиции: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 (в ред. от 6 февраля 2003 г. N 60).
9. О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте: Приказ МВД РФ от 14. 09. 1993 г. № 420.
10. О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте: Приказ МВД РФ от 20. 09. 1994 г. № 260.
11. О введении Типового положения о линейных органах внутренних дел: Приказ МВД РФ № 140—1996 г.
12. О мерах по совершенствованию организации работы министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ, УВД на транспорте и режимных объектах: Приказ МВД РФ от 8. 04. 1996 г. № 180.
13. Об упорядочении отдельных направлений управленческой деятельности в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 6. 12. 1999г.№ 994.
14. Вопросы организационного построения центрального аппарата и подчинённых подразделений МВД России. Приказ МВД РФ от 7. 08. 2001 г. № 698.
15. Актуальные проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления. —М.: Академия управления МВД РФ, 1998.
16. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридич. лит., 1999.
17. Грызлов Б. Реформирование системы МВД России – веление времени//Вестник МВД России, 2001, №4, с. 23-26.
18. Лебедев А. П., Ульянов А. Д. Особенности организации городских органов внутренних дел.—М.: Юридич. лит., 1990.
19. Основы управления в органах внутренних дел. //Под ред. проф. Коренева А. П. - М.: МЮИ МВД России, 1999-2001.
20. Ромахов А. В. Особенности работы штабов ОВД на транспорте. Штабная практика: Материалы Всероссийского учебно-методического сбора начальников штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.—М., 1997. № 3(23).
21. Сухарев В. Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. — М., 1999.
22. Справочная правовая система «Энциклопедия российского права». «АРБТ». Федеральные выпуски № 1(47) 2000 г., № 11(100) 2001.