Система права. Понятие и признаки права

Система права. Понятие и признаки права

Содержание

1.   Понятие и признаки права

2.   Формы права

3.   Право - регулятор общественного отношения в правовой системе

4.   Институты права и правовых норм

Литература


1.                Понятие и признаки права

Право – система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляют степень свобод и справедливости.

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Такая регуляция и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает основное место.

Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.

Юридическое право разделяется на объективное и субъективное.

Объективное – система всех правовых предписаний, которые установлены, охраняются, защищаются государством, имеют общеобязательный характер, являются критерием правомерного или неправомерной поведения и существуют независимо от индивидуального сознания субъекта права.

Субъективное – определены возможности, степень свободы, которая принадлежит субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет.

Признаки права:

-       право – это система правовых норм;

-       это правила поведения общего характера;

-       эти правила имеют общеобязательный характер;

-       они тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;

-       формально определенные и закрепленные в нормативно правовых актах;

-       устанавливаются, санкционируются, гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;

-       в своей совокупности регулируют общественные (социальные) отношения между людьми;

-       правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.

Право, как волеизъявление государства – это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесно между собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми в интересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.

Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения.

Разделяются на в-социальных и специальных юридических.

В-социальные функции:

·     гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;

·     организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем;

·     информационная – право информирует людей о воле законодателя;

·     оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтных, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;

·     идеологически воспитательная – право формирует в человеке определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения;

·     познавательная – право само выступает как источник знаний.

Специальные юридические функции:

·                   Регулятивная (статическая и динамическая). Направленная на урегулирование общественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или тех отраслях или институтах права.

регулятивно-статическая – закрепляет общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя.

регулятивно-динамическая – обеспечивает динамическое развитие обществ. общества.

·                   Охранительная. Направленная на охрану соответствующих систем общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, устранения их из жизни.

Принципы права закреплены в праве исходные нормативно руководящие положения, которые характеризуют его содержание, основы, указании в нем закономерности общественной жизни.

·                   Общечеловеческие.

-  закрепление в правые меры свободы человека и обеспечения ее основных прав;

-  юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;

-  пренебрежительность закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительского органа государства;

-  взаимоувязанность юридических прав и обязанностей;

-  регуляция поведения людей по загальнодозволеним типу правовой регуляции;

-  деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу “разрешено то, что прямо предусмотрено законом”;

-  правосудие осуществляется только судами;

-  юридическая ответственность человека должна быть только по ее вине, противоправному поведению.

·                   Типологические. Определяются как руководящие принципы, идеи, что свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отображают его социальную сущность.

·                   Конкретно исторические. Определяются как основные принципы, которые отображают специфику права определенного государства в реальных социальных условиях (демократизму, законности, гуманизму).

·                   Отраслевые и межотраслевые. Охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства (гласности судопроизводства, принцип полной материальной ответственности).

·                   Принципы институтов права. Основные идеи, которые лежат в основе построения определенного института права (принцип невосприятия двойного гражданства, принцип охраны и защиты всех форм собственности).

Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регуляцию наиболее важных потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового содружества.

Следовательно, право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируются и охраняются государством с целью упорядочения общественных отношений.


2.                Формы права


Юридические нормы регулируют поведение участников общественных отношений. Ради этого они должны быть известными, обнаруженными внешне, выраженными в определенных формах (источниках).

Источники (формы) права – это способ внешнего проявления правовых норм, которое удостоверяет их государственную общую обязательность.

К источникам права относят: нормативный акт, правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный договор.

Правовой обычай – санкционировано государством обычное правило поведения общего характера.

Правовой прецедент – решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех следующих аналогичных судебных или административных дел.

Религиозно правовые нормы – санкционированы государством церковные каноны и другие религиозные нормы, которым предоставляется общеобязательный характер.

Нормативный договор – объективные формально обязательные правила поведения общего характера, что установлении по договоренности и согласием двух или больше субъектов и обеспечиваются государством (об образовании федерации).

Международно-правовой акт – документ международного содружества, который из санкции государства распространяется на ее территорию.

Основным источником права Украины является нормативно правовой акт.

Нормативно правовой акт – решение компетентных субъектов, что выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия. Разделяется на законы и подзаконные акты.

Законы – нормативно правовые акты, которые кажутся законодательными органами, имеют высшую юридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения в стране.

Кроме Конституции Украины, есть еще такие виды законов:

-  конституционные;

-  органические;

-  обычные.

Все законы имеют высшую юридическую силу:

·                   никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их;

·                   Конституционный суд Украины может признать отдельное положение или закон Украины не конституционным;

·                   все другие нормативно правовые акты должны выдаваться в соответствии с законами;

·                   в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно правового акта действуют нормы закона;

·                   только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятия закона в случае возвращения его Президентом при отложном вето.

Подзаконные нормативно правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства, уполномоченных на то государством обществ. объединений из установки, внедрения в действие, изменения и отмены нормативных письменных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.

Виды подзаконных нормативно правовых актов:

-       нормативные акты Президента Украины;

-       акты Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного суда Автономной Республики Крым;

-       акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;

-       акты министерств, государственных комитетов, ведомств;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты