Система законодательной власти УР

В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, амбиции его членов. Это нередко имеет место и в России.

Состав парламента. Парламент состоит из его членов. Члены нижней палаты обычно называются депутатами или представителями (Палата депутатов, Палата представителей, Национальное собрание), члены верхней палаты (Сенат, Совет штатов и др.) — сенаторами. Члены однопалатного парламента — депутаты. Во многих парламентах есть только избранные (прямыми или косвенными выборами) депутаты и сенаторы. В отдельных странах есть небольшое количество назначенных президентом членов парламента (5 в Сенате Италии, 10 — в однопалатном парламенте Египта). В России члены Совета Федерации (верхней палаты) занимают свои места по должности, в Палате лордов в Великобритании — по наследству, а также в связи с присвоением дворянского звания (не ниже барона), в связи с высоким постом, занимаемым в государственной (англиканской) церкви (духовные лорды), и др.

Кроме депутатов и сенаторов, в парламенте могут быть их заместители (один или несколько, например в Бразилии к каждому сенатору избираются два его заместителя). Заместители участвуют в обсуждении, могут работать в комиссиях парламента, но не имеют права решающего голоса, не голосуют. Они не могут также предлагать законопроекты. Если депутат выбывает досрочно, заместитель занимает его место без дополнительных выборов, что экономит время избирателей, государственные и иные расходы на выборы. Правильность выборок депутатов и их заместителей проверяется обычно самим парламентом, и мандаты избранных утверждаются им, для чего создается временная мандатная комиссия. Обжаловать результаты выборов в суд обшей юрисдикции нельзя, но в отдельных странах это можно сделать, обратившись в органы конституционного контроля. Во многих странах Латинской Америки правильностью выборов занимаются специальные избирательные трибуналы.

Наряду с депутатами, сенаторами, их заместителями в редких случаях есть и другие лица, заседающие в парламенте. В США по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса посылают в нижнюю палату Конгресса США федеральный округ Колумбия и ассоциированный штат Пуэрто-Рико. Имели (некоторые имеют до сих пор) своего делегата каждое из "ассоциированных государств" — бывших подопечных территорий США в Океании (Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау и другие, которые стали теперь самостоятельными государствами, приняты в ООН, но по-прежнему их оборона, иностранные дела находятся в ведении США).

Число членов парламента в разных странах неодинаково. Бывают Парламенты, состоящие из полутора десятков членов (некоторые мельчайшие государства), а самый многочисленный парламент — Всекитайское собрание народных представителей насчитывает 3 тыс. членов. Как правило, в каждой палате несколько сотен членов (например 315 сенаторов и 630 депутатов в Италии, 100 сенаторов и 435 членов Палаты представителей в США, 252 члена Палаты советников и 500 членов Палаты представителей в Японии). Обычно верхняя палата малочисленное нижней. Только в Великобритании соотношение иное: приблизительно 1200 лордов (до конца 1999 г., теперь их количество стало меньше на 700 человек) и 659 (с 1997 г.) членов Палаты общин.

Первоначально в некоторых странах депутат избирался от определенного количества жителей (или избирателей) и потому численность членов парламента все увеличивалась. Поэтому теперь почти во всех странах закон устанавливает фиксированную численность палат (становятся крупнее по численности населения избирательные округа, границы которых через определенные промежутки времени пересматриваются). Очень малочисленный парламент может не выполнить своей функции представительства всех слоев населения, да и в своей деятельности легче подпадает под контроль определенных лиц или группировок. Чрезмерная численность парламента мешает эффективной работе, его заседания превращаются в митинги.

Положение члена парламента. Депутаты и сенаторы обладают депутатским иммунитетом и депутатским индемнитетом. Первый означает невозможность полицейского задержания, ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции палаты парламента, в состав которой входит ее член. Исключение из этого правила допускается, если депутат застигнут на месте совершения преступления. Однако иммунитет не является безусловным. Иногда он распространяется только на время сессии (Япония) и время в пути туда и обратно. В некоторых странах иммунитет не распространяется на совершение депутатом тяжких преступлений. В Великобритании член Палаты общин может быть лишен иммунитета распоряжением председателя палаты (спикера). В целом, в современных условиях наблюдается тенденция ограничения депутатского иммунитета, С 1995 г. он почти ликвидирован во Франции: задержанного депутата нужно лишь отпускать на заседания парламента (если проходит сессия). В России по постановлению Конституционного Суда депутат может быть допрошен, если это не касается вопросов его профессиональной депутатской деятельности, однако в отношении предания суду действуют указанные выше правила. В странах тоталитарного социализма депутат может быть лишен иммунитета между сессиями парламента по постановлению его высшего постоянно действующего коллегиального органа (Постоянного комитета и др.).

С одной стороны, иммунитет — важная гарантия депутатской неприкосновенности, в том числе против произвола исполнительной или судебной власти. Но, с другой стороны, очень широкий иммунитет делает иногда депутата практически безответственным. В России имели место единичные факты, когда некоторые депутаты избивали корреспондентов, словами и действиями оскорбляли губернаторов субъектов Федерации, избивали в парламенте женщин-депутатов и не были привлечены к ответственности. Полный иммунитет был необходим в условиях королевского абсолютизма как гарантия парламентариев от произвола короля, вельмож, чиновников короля (а иногда и его любовниц). В современных условиях достаточно ограниченного депутатского иммунитета. В таком виде он и действует, как показано выше, в некоторых государствах.

Индемнитет означает, что депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживал своим голосованием. Однако депутат не может употреблять оскорбительные выражения, вести себя неподобающим образом, В этих случаях он может получить предупреждение от председательствующего, быть лишенным слова, ему может быть запрещено посещать следующее заседание или несколько заседаний палаты. В случае оскорбления депутатом других членов парламента может быть возбужден судебный процесс по делам частного (а иногда и публичного) обвинения.

Индемнитет имеет также второе значение: депутатское вознаграждение (обязанность государства оплачивать из казны работу депутата). Размер вознаграждения устанавливается законом (но согласно 27-й поправке (1992 г.) к Конституции США данный состав парламента не может повышать вознаграждение для себя). Наиболее высоким оно является, пожалуй, в Бразилии ~ около 150 тыс. долл. США в год (в США — 133 тыс.). В некоторых развивающихся странах депутатское вознаграждение невелико (например в Индии), но в некоторых африканских странах — чрезмерно (по сравнению с уровнем -жизни большинства населения). В России депутатское вознаграждение равно окладу министра (6 тыс. руб. в месяц}, но есть дополнительные выплаты и льготы.

Положение депутата в парламенте, характер его связей с избирателями зависит от того, принята в стране концепция свободного мандата депутата или действует императивный мандат, должен быть депутат профессиональным парламентарием или депутатом -производственником, совмещающим мандат с постоянной работой на предприятии, в учреждении и т.д.

Свободный мандат означает, как говорилось, что депутат рассматривается как представитель всего народа, избирательного корпуса страны в целом, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять какие-то конкретные наказы (поручения своих избирателей), хотя это вовсе не означает, что он никоим образом не связан с ними. Депутат регулярно посещает свой избирательный округ, активно общается с избирателями, принимает их. Он защищает их интересы в парламенте, иначе не будет избран на новый срок.

Императивный мандат присущ странам тоталитарного социализма (по отношению к депутатам законодательных собраний некоторых субъектов федерации и местных органов самоуправления он используется и в некоторых демократических странах). Он означает, что депутаты (сенаторов в существующих странах тоталитарного социализма нет) получают обязательный наказ от своих избирателей и могут быть ими досрочно отозваны. О содержании наказа и порядке отзыва говорилось выше. Следует заметить лишь, что некоторые парламентарии в отдельных демократических странах имеют императивный мандат, хотя и иного рода. Это относится к членам верхней палаты ФРГ — Бундесрату. Они не избираются, а назначаются (делегируются) правительствами земель, являются членами этих правительств (обычно это премьер-министр земли и другие министры) и обязаны действовать по инструкциям своих правительств.

В демократических странах депутат является профессиональным парламентарием (иногда могут быть депутаты, продолжающие работать по своей специальности, но в этом случае их депутатское вознаграждение уменьшается на определенный процент). Совмещение работы в парламенте с другими видами профессиональной деятельности (обычно кроме преподавательской, а также научной, творческой работы) депутату запрещено, что, в частности, имеет в виду пресечение некоторых связей, ведущих к коррупции, предотвращение использования депутатского положения в личных целях. Депутат не может состоять также на государственной службе, но в некоторых странах он может быть министром и даже голосовать по вопросу о вотуме доверия правительству (Великобритания), в других — не может (Франция). Депутат обязан присутствовать на заседаниях палаты, участвовать в работе комитетов (комиссий) парламента. Если он не выполняет свои обязанности, в некоторых странах депутатское вознаграждение может быть понижено (Франция) или проведены вычеты из него (Германия). Если депутат имеет личный интерес в каком-либо решении палаты, то по правилам внутренней процедуры парламентов некоторых стран он должен заявить об этом на заседании. Депутат должен ежегодно, а также после избрания и прекращения срока полномочий подавать декларацию о доходах (иногда только в первом случае, иногда только в двух последних).

Для обеспечения профессиональной законодательной деятельности кроме депутатского вознаграждения депутату предоставляются транспортные услуги, бесплатные услуги связи, служебное помещение, оплачиваемое государством жилье, он имеет оплачиваемых из государственного бюджета секретарей, помощников (в России до 5 человек, кроме того многие депутаты имеют так называемых помощников на общественных началах, иные более 100 человек). Сенатор США имеет до 40 штатных единиц, помогающих ему, конгрессмен США — 18, но член Палаты общин в Великобритании — только полторы штатные единицы,

В странах тоталитарного социализма считается, что для того чтобы депутат был ближе к своим избирателям, хорошо знал их настроения и нужды, он должен не порывать после избрания со своей работой, а продолжать трудиться. Это — депутат-производственник. Он должен жить на результаты своего труда, а депутатское вознаграждение, которое он получает, невелико и рассматривается лишь как компенсация за те затраты, которые он несет в связи с депутатской деятельностью. О плюсах и минусах такого подхода сказано выше.

Депутаты и сенаторы, как правило, избираются на срок (это не относится, например, к Палате лордов в Великобритании или к Бундесрату — верхней палате в Германии). Срок может быть продлен только в том случае, если парламент в чрезвычайных обстоятельствах продлевает свои полномочия (в некоторых странах это не разрешается). Срок может быть сокращен в случае досрочного роспуска и новых выборов. Кроме коллективного продления и сокращения депутатского срока он может быть сокращен в индивидуальном порядке, когда депутат слагает с себя депутате кие полномочия или когда осуществляется досрочное лишение депутатского мандата. Последнее возможно в случае отзыва депутата избирателями, о чем говорилось, а также в случае прекращения мандата депутата по решению парламента (обычно для этого нужно 2/3 голосов в палате). Причинами этого могут быть переход депутата в другую партию, чем та, от которой он был избран, осуждение депутата судом, систематическое непосещение заседаний палаты и вообще неучастие депутата в работе парламента. Досрочное прекращение мандата бывает очень редко, в России это имело место и коллективно (в 1993 г., в результате указа Президента), и индивидуально,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты