Системный анализ института государства

Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство – это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

В свете вышесказанного рассмотрим в следующей главе признаки государства.

государство политический власть суверенитет

2. Признаки государства


Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими её качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущность и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства – публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

2.1 Наличие публичной власти


Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства, как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только как добро или зло. И теоретически и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным и противоречивым и даже трагическим, может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеет отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям:

─   она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве;

─   она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне – монарх, президент, парламент, даже в случае ошибки) от имени общества, народа нации;

─   по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества;

─   она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Таким образом, публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.


2.2 Административно-территориальная организация страны


Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Что касается территории, то на примере России её понятие раскрывается в ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. «Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает», - пишет И.С. Яценко[3]. Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории[4]. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью[5]. Кроме того, Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» разъяснены понятие и пределы континентального шельфа РФ, который «включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря».

Что до исключительной экономической зоны РФ, то это – «морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».

Из всего вышесказанного следует, почему нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи – экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как «гражданство», «действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц»,. Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: распространение государственной власти, только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет её деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл такого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти управления на занимаемой территории. В отличие от цивилизованного в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.

2.3 Государственный суверенитет


Суверенитет, как признак государства, означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

Как политико-правовое явление суверенитет свойственен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, например, монарху, президенту, правительству, судье, и т.д.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой другой власти (политической и идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в её исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет – основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

─   внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

─   внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с её Уставом).

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитета.

Народный суверенитет – само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Суверенитет государства стремиться быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства – внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.


2.4 Дополнительные признаки, характерные государству


В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако, налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты как «деньги», «прибыль», «проценты», «заработная плата» и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства. Однако, немаловажным остается тот факт, что система налогов, податей, займов выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, хоть и не производящих материальных ценностей, но занятых управленческой деятельностью.

Что касается права, то оно возникает в силу одних и тех же субъективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют единое целое – «государство – право», существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Все же это не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции «государство ничто без права» или «право ничто без государства» крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право – не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия – в своем содержании, организации, историческом движении, формах – достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют друг друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства. Другой вопрос о монополии государства на правотворческую деятельность.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык, как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа, независимо от возникновения государства. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство «разговаривает» с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык – теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии, например Швейцария не имеет постоянно действующей армии), административно-территориальной единицы, налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют «государством в государстве». Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институционные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств – мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных, и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Заключение


Слова «государство», «публичная власть», «суверенитет», наверное, слышали многие, но в чем заключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки, знают далеко не все.

Нередко понятие «государство» отождествляется с понятием «страна», то есть выступает как политико-географическое образование (Россия – государство, занимающее 1/7 часть суши). Авторы многих публикаций, используя термин «государство», имеют в виду общество, - например, когда пишут, что Великобритания – промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки – экономически отсталые государства.

Однако надо понимать, что такая дисциплина как «Теория государства и права» рассматривает государство, прежде всего, как организацию политической власти, существующую в определенной стране. Кроме того, понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.

Первое. Государство – это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным всегда. Оно – меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании как становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим может меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства одинаково успешно «подходящее» и объясняющее государства в различные эпохи, формации и цивилизации его существования.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающего мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, «государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой» (И.Ф. Ракитская).


Список литературы:


1.   Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2.   Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «Об исключительной экономической зоне РФ» (принят ГД ФС РФ 18.11.1998)

3.   Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «О континентальном шельфе РФ» (принят ГД ФС РФ 25.10.1995)

4.   Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 1995 г. с послед. изм. и доп.) «О недрах» // ВВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

5.   Анненкова В.Г. «История государства и права», 2006, №3 «Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики»

6.   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 296.

7.   Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Издательство «Зерцало»,2000. - 427с., с.5-7.

8.   Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права: Учебник» "Юристъ", 2004 СПС «Консультант плюс».

9.   Четвернин В.А. Концепция советского правового государства //Право и власть. М., 1990. С. 129—131.

10.   Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 260.

 


[1] Аристотель. Политика. М., 1865. С. 8. См. также: Соч. Т. 4. С. 378.

[2] Четвернин В. А. Концепция советского правового государства //Право и власть. М., 1990. С. 129—131.

[3] Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 260.

[4] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 296.

[5] Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 1995 г. с послед. изм. и доп.) «О недрах» // ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты