Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД России. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) органов внутренних дел, включая Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяются на местные (ведутся в горрайлинорганах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИЦ и ЭКЦ МВД России). Часть учетов дублируется на разных уровнях. Федеральные учеты функционируют как на государственном (в РФ), так и на межгосударственном уровнях в ГИЦ МВД России, региональные — на уровне республик, краев, областей и железных дорог в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Единые системы федеральных, региональных и частично местных учетов включают оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, а также справочно-вспомогательные учеты.
В системе криминалистической (уголовной) регистрации органов внутренних дел в настоящее время насчитывается более тридцати видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков подразделяются на следующие основные группы:
- оперативно-справочные учеты;
- криминалистические учеты;
- справочно - вспомогательные учеты.
Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности по неопознанным трупам и субъектов, скрывающих свои анкетные данные; установления личности людей, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе.
Криминалистические учеты обычно именуются по видам регистрируемых объектов, например: учет похищенного, утерянного, изъятого и т.д. Централизованные криминалистические и розыскные учеты органов внутренних дел ведутся на федеральном и региональном уровнях. Они содержат установочные данные об объектах учета, описание их индивидуальных особенностей, а также краткое изложение обстоятельств преступления. С использованием этих учетов осуществляется сопоставление имеющихся в их массивах сведений с информацией о проверяемых объектах. Назначением криминалистических и розыскных учетов является оперативное информационное обслуживание раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, региональных межрегиональных, преступлений.
Информационную основу криминалистических и розыскных учетов составляют сбор, накопление и анализ криминалистически значимых сведений о субъектах и предметах преступлений, а также связанных с ними событиях.
Справочно-вспомогательные учеты содержат сугубо справочную информацию об индивидуальных и родовых (видовых) признаках человека, материалов, веществ и изделий, которые зачастую не имеют причинно-следственных связей с событием преступления, однако способствуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач. Сюда относятся сведения об источниках происхождения; качественном и количественном составе известных веществ и материалов; их физических и химических свойствах; образцах изделий или продукции и т. п. Такая информация имеет потенциальное криминалистическое значение.
На федеральном и региональном уровнях ведутся централизованные экспертно-криминалистические картотеки и коллекции (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений на основе сбора, концентрации и систематизации однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам. Централизованные экспертно-криминалистические учеты включают в себя:
- пулегильзотеки, т. е. коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия;
- картотеки поддельных денег и ценных бумаг;
- картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;
- фонотеку голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.
От видов учета следует отличать их форму, то есть способ накопления регистрируемой информации. Наиболее распространенными формами уголовной регистрации являются картотеки, коллекции, альбомы, аудио- видео - записи, компьютерные базы данных.
3. Пофамильный и дактилоскопический учет
Пофамильный и дактилоскопический учет ведется на федеральном (в ГИЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических карточек либо автоматизированных банков данных (АБД).
Объектами таких учетов являются:
- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административному аресту; совершившие административные правонарушения;
- иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ;
- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Основаниями для постановки на оперативно-справочный учет могут быть:
- обвинительный приговор суда;
- постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
- постановление дознавателя, следователя, прокурора, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. 97-101 УПК РФ;
- протокол о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, в порядке ст. 92 УПК РФ;
- постановление судьи о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу, вынесенное в порядке ст. 109 УПК РФ;
- постановление о заведении розыскного дела;
- санкционированное прокурором (судом) постановление о помещении лица без определенного места пребывания или жительства, задержанного и доставленного в приемник-распределитель ОВД, центр социальной реабилитации;
- протокол (постановление) об административном правонарушении;
- постановление суда (судьи) об административном аресте;
- постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного.
По оперативно-справочным учетам как наиболее представительным по объему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении указанных объектов на момент запроса. Однако, содержащаяся в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел информация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный доступ.
Право непосредственного обращения к пофамильному учету, кроме подразделений органов внутренних дел, имеют подразделения правоохранительных органов.
Право обращения к дактилоскопическому учету предоставлено судам, органам прокуратуры, органам предварительного следствия и дознания, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам уголовно-исполнительной системы, органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, а также некоторым другим органам и гражданам в порядке и по основаниям, установленным законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами РФ.
4.Учет без вести пропавших лиц
Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей осуществляется на уровне ГИЦ МВД РФ, а так же на региональном путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных АИПС «Опознание».
Объектами данного вида учета являются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ).
Учету без вести пропавших лиц подлежат лица, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе:
- лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь друг с другом;
- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений;
- психически больные, престарелые, инвалиды и иные лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дому или медицинских учреждений.
В АИПС «Опознание» учитываются также:
- лица, находящиеся в психиатрических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных;
- неопознанные трупы – независимо от состояния на момент обнаружения.
Согласно Наставления 2000 г., основаниями для постановки на учет без вести пропавших являются постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о заведении розыскного дела или дела по установлению личности.
На лиц, пропавших без вести, заполняются опознавательные карты единого образца, содержащие формализованные описания внешних признаков человека, а также алфавитные карточки. На лицевую сторону карты безвестно отсутствующего заносятся демографические данные, указываются обстоятельства и место исчезновения, дата подачи заявления и меры, принятые к отысканию безвестно отсутствующего. Нижняя часть карты и половина ее оборотной стороны отведены для детального описания примет исчезнувшего, одежды, обуви и личных вещей. К карте приобщаются две фотографии.
Картотека пропавших без вести используется при проверке лиц, доставленных в органы милиции или поступивших без документов в дома престарелых и инвалидов, лечебные учреждения. Запросы о проверке пропавших без вести также оформляются на бланках опознавательных карт.
Необходимо отметить, что опознавательная карта, поступающая в ИЦ и ГИЦ для постановки на учет или в связи с запросом, сначала проверяется по пофамильной картотеке, а затем по учетам не познанных трупов и неизвестных больных с тем, чтобы выяснить, не находится ли соответствующее лицо в местах лишения свободы, в числе погибших (умерших) или больных.
Если в ходе проверки будет установлено сходство данных неопознанного трупа, неизвестного больного или неизвестного ребенка с данными без вести пропавшего, инициатору розыска направляется соответствующая ориентировка для проведения мероприятий по идентификации и опознанию личности. При этом опознавательная карта остается в картотеке для использования в последующем поиске.
Если же результаты поиска оказываются отрицательными, опознавательная карта помещается в картотеку без вести пропавших или в картотеку неопознанных трупов, неизвестных больных или детей. Дактилоскопическая карта на неопознанный труп возвращается инициатору розыска и хранится в деле по установлению личности неизвестного. Дактилоскопические карты на неизвестных больных и детей хранятся в оперативно-справочных учетах региональных ИЦ.
5. Учет неопознанных трупов
Объектом данного вида учета являются неопознанные трупы (в том числе скелетированные и расчлененные). Неопознанными признаются трупы, когда личность умершего не установлена. Согласно ч.2 ст.178 УПК РФ, неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кроме того, фотографируются особые приметы, иные анатомические признаки, а также одежда и обувь, предметы, находящиеся при нем. При необходимости может быть составлен словесный портрет. Кремирование неопознанных трупов не допускается. Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость.