Нормы и руководящие принципы профессиональной подготовки должны периодически оцениваться и пересматриваться с участием организаций предпринимателей и трудящихся и приспосабливаться к изменяющимся потребностям. Государства-члены должны постепенно устанавливать нормы и руководящие принципы или, в случае необходимости, расширять сферу их применения до тех пор, пока не будут охвачены все основные профессии и все уровни квалификации и ответственности. Приоритет должен предоставляться профессиональной подготовке, относящейся к профессиям, уровням квалификации и ответственности, которые имеют ключевое значение для социального и экономического прогресса.
Адаптационные процессы связываются с функциями управления и организационными культурами, формированием здорового климата профессиональных отношений. Компетентные органы должны в рамках планирования и национального законодательства разработать программы подготовки для выполнения функций управления и руководства и работы за собственный счет, направленные на:
а) развитие соответствующих знаний и понимание экономических и социальных аспектов, необходимых для принятия решений;
б) развитие подходов и способностей к руководству другими людьми и к побуждению их деятельности, уважая человеческое достоинство, к созданию здоровых профессиональных отношений;
в) развитие инициативы и положительного отношения к изменениям и способности оценивать влияние таких изменений на других людей;
г) развитие способности принимать на себя новую ответственность на работе;
д) развитие понимания важности предоставления образования, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки работникам предприятия; е) развитие понимания условий трудящихся в их трудовой жизни, заботу об их благополучии, а также знание трудового права и системы социального обеспечения;
ж) развитие понимания значения усилий по самосовершенствованию;
з) создание основы для дальнейшей подготовки в соответствии с новыми потребностями.
Рыночная экономика выдвигает принципиально новые требования к специалистам, руководителям предприятий, содержанию их подготовки и переподготовки. Руководящим кадрам в настоящее время требуется высокая компетентность, психологическая устойчивость, умение работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Такие программы должны быть частью общенациональных программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и согласовываться с другими мерами по развитию данного района или отрасли экономической деятельности. Кроме регионального аспекта выделен и территориальный – ориентация программ на конкретный город, село с точки зрения местных условий реализации равенства возможностей. Достижение полного равенства возможностей в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки для сельского и городского населения в рамках национальной политики развития осуществляется с учетом структуры и тенденций миграции между сельскими и городскими районами. Программы для сельских районов должны учитывать особые нужды в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Программы для сельских районов должны включать подготовку по организации кооперативов и по управлению предприятиями. Страны, в которых возможности профессиональной ориентации и подготовки для сельских районов мало развиты, должны сосредоточить свое внимание на:
а) предоставлении информации молодым людям и взрослым в сельских районах относительно целей и мер, намечаемых для улучшения или для осуществления крупных структурных изменений в данном районе, а также относительно последствий таких мер для их работы и жизни;
б) предоставлении систематического образования и профессиональной подготовки, полностью или частично за счет рабочего времени, в зависимости от обстановки, для работающих молодых людей в дополнение к неформальному обучению, получаемому ими на производстве;
в) обеспечении взрослым краткосрочных программ повышения квалификации или переподготовки с помощью существующих средств, таких как профессиональная подготовка и консультативные службы;
г) создании в сельских районах социально-экономических кадров и поощрении населения к участию в деятельности в области развития;
д) поощрении стремления к самосовершенствованию. Социальные стратегии, сформированные в условиях государственного регулирования индивидуальной занятости, не обеспечивают сегодня необходимого уровня социальной адаптивности и профессиональной конкурентоспособности многих социальных групп. Наряду с радикальными изменениями условий осуществления профессиональной деятельности, это определяет проблемный характер включения человека в сферу труда.
Внимание европейского сообщества привлекают особые группы населения. Так, в целях реализации равенства возможностей в области занятости, для интеграции в общество должны приниматься меры для обеспечения эффективной и достаточной профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой особых групп населения: а) лица, которые никогда не посещали школу или оставили школу до ее окончания; б) пожилые трудящиеся; в) представители лингвистических и других меньшинств; г) лица, неполноценные с физической или умственной точек зрения. Меры, принимаемые для преодоления трудностей, встречающихся на работе у пожилых трудящихся, могут включать: выявление и изменение, по мере возможности, условий труда, которые могут ускорять процесс физического и умственного старения; предоставление пожилым трудящимся профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, в которой они нуждаются; предоставление при необходимости других постов в их или в другом роде занятий, на которых они могут использовать свои способности и опыт; обеспечение такого положения, при котором возрастные пределы, установленные без учета реальности, не препятствовали получению ими профессиональной подготовки; разработки методики профессиональной подготовки, приспособленной к нуждам пожилых трудящихся; принятие необходимых мер для обеспечения технически и педагогически компетентными преподавателями, хорошо подготовленными для проведения дальнейшей подготовки, отвечающей специфическим требованиям пожилых трудящихся; необходимость приспособления пожилых трудящихся к условиям труда на рабочем месте, которое может потребоваться от них, и желательность оказания им поддержки в этом приспособлении.
Социальная адаптация распространяется и на этнические различия.
Представители лингвистических и других меньшинств должны получать профессиональную ориентацию, которая доводила бы до их сведения информацию на их родном языке или на знакомом им языке, или, если необходимо, с помощью переводчика, относительно существующих условий и требований в области занятости, прав и обязанностей всех заинтересованных сторон, а также о помощи, предоставляемой им для решения их особых проблем.
Специальные программы профессиональной подготовки, при необходимости, должны предоставляться лингвистическим в другим меньшинствам. Лингвистическим меньшинствам эти программы должны предоставляться, по возможности, на их родном языке и должны, в случае необходимости, включать обучение языку. Этнокультурные взаимодействия обязывают заботиться и о мигрантах. Следует обеспечить трудящимся-мигрантам эффективную профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, чтобы они могли пользоваться равенством возможностей в области занятости с учетом ограниченного знания языка страны, предоставляющей работу, потребности страны, предоставляющей работу, а также возможности возвращения в экономическую деятельность страны их происхождения. Эти вопросы должны учитывать соответствующие положения международных конвенций и рекомендаций по труду, относящихся к таким трудящимся, быть предметом соглашений между странами, предоставляющими работу и поставляющими рабочую силу.
Обратим внимание на аттитюды к нетипичным группам. Лица, имеющие физические недостатки или умственно неполноценные, должны иметь доступ к программам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляемым всему населению, в той мере, насколько эти программы могут быть полезными для них. В тех случаях, когда это нежелательно в силу серьезности или характера их инвалидности или потребностей особых групп инвалидов, должны обеспечиваться специально приспособленные программы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы информировать широкую общественность, предпринимателей и трудящихся, а также врачей, вспомогательный медицинский персонал и общественных работников о необходимости предоставления лицам, имеющим физические недостатки или умственно неполноценным, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, которые позволили бы им найти работу, отвечающую их нуждам, о необходимости приспособления на работе, которое может потребоваться для некоторых из них, и о желательности оказания им особой поддержки в процессе работы.
Должны быть приняты меры для обеспечения, насколько это возможно, вовлечения лиц, имеющих физические недостатки и умственно неполноценных, в производственную жизнь, в нормальную производственную среду.
Наконец, социальная адаптация в сфере гендерных отношений. Следует принять меры с целью содействия равенству возможностей женщин и мужчин в области занятости и в обществе в целом, эти меры должны быть составной частью экономических, социальных и культурных мер, принимаемых для улучшения положения с занятостью женщин, и включать: а) доведение до сведения широкой общественности и, в частности, родителей, преподавателей, работников служб профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, работников служб занятости и других социальных служб, предпринимателей и трудящихся необходимости поощрения женщин и мужчин играть равную роль в обществе и экономике, а также необходимости изменения традиционного отношения к работе женщин и мужчин дома и в профессиональной жизни;
б) обеспечение девушкам и женщинам профессиональной ориентации по такому же широкому кругу возможностей в области образования, профессиональной подготовки и занятости, как это делается для юношей и мужчин, поощрение их к полному использованию таких возможностей и создание им необходимых для этого условий; в) содействие в соответствии с положениями международных конвенций и рекомендаций по труду равенству доступа девушек и женщин ко всем видам образования и к профессиональной подготовке для всех видов занятости, включая те, которые были по традиции доступны только для юношей и мужчин;
г) содействие дальнейшей подготовке девушек и женщин с целью обеспечения их личного развития и продвижения на квалифицированную работу и ответственные посты, настоятельное обращение к предпринимателям предоставлять те же самые возможности в расширении их трудового опыта, что и мужчинам с одинаковым уровнем образования и квалификации;
д) предоставление, по мере возможности, центров и других служб по уходу за детьми различного возраста, с тем чтобы девушки и женщины с семейными обязанностями имели доступ к нормальной профессиональной подготовке, а также принятие специальных мер, в виде курсов в течение части дня или заочных курсов, периодических программ профессиональной подготовки или программ, использующих средства массовой информации;
е) обеспечение профессиональной подготовки женщин, чей возраст превышает нормальный возраст для поступления, которые желают поступить на работу или вернуться на работу после перерыва в трудовой деятельности. Положения о подготовке персонала должны охватывать всех лиц, ответственных в течение всего своего рабочего времени или части его за планирование, организацию, управление, развитие, руководство или предоставление профессиональной ориентации или профессиональной подготовки. Помимо получения подготовки в области профессиональной ориентации, включая индивидуальные консультации, работники, проводящие профессиональную ориентацию, должны быть ознакомлены с миром труда в целом, а также с условиями труда и функциями лиц, занятых в широком круге профессий и на всех уровнях квалификации и ответственности, а также с возможностями занятости и продвижения в этих профессиях, с курсами и средствами подготовки, имеющимися для них; их следует также ознакомить с общими аспектами коллективных соглашений и с правами и обязанностями, вытекающими из трудового законодательства. Подготовка работников, проводящих профессиональную ориентацию, должна, в случае необходимости, включать изучение физиологических, психологических и социологических характеристик различных групп лиц, а также специализированных методов ориентации.