Социальная защита различных слоев населения

5.                 разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;

6.                 разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;

7.                 разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;

8.                 институциональные и организационные преобразования социального комплекса:

-                   демонополизация;

-                   развитие инфраструктуры;

-                   приватизация социальных объектов;

-                   регулирование платных социальных услуг.

9. инвестиционная политика в социальной сфере;

10. определение приоритетов развития социальной сферы;

11. инновационная политика социальных технологий;

12. формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;

13. формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;

14. создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе [20 , с. 196].

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане - во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и обязательного социального и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорт ориентированный, инвестиционно активный.

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления в области социального обеспечения.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:

1.                 всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

2.                 применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения;

3.                  использование комплексных мер по социальной защите населения;

4.                 стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;

5.                 демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат;

6.                 предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

1.                  учет специфики видов общественно полезной деятельности;

2.                 категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.

Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.

Крайне необходимым шагом представляется создание и поддержание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

Подводя итог, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы:

1.                 время;

2.                 различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.);

3.                 разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий;

4.                 подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие);

5.                 активная поддержка общественных организаций, всего населения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.            Конституция РФ. - М.: Ось-93, 2000. 596 с.

2.            Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2000.- 235 с.

3.            О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001г.

4.            О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: федеральный закон № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г.

5.            О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. Принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г.

6.            О социальной защите инвалидов в РФ: федеральный закон № 181 –ФЗ от 24 ноября 1995 г. Принят Гос. Думой 20 июля 1995 г.

7.            О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон № 122 – ФЗ от 02 июля 1995 г. Принят Гос. Думой 17 мая 1995 г.

8.            Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Принят Гос. думой 30 ноября 2001 г.

9.            Об основах социального обслуживания населения в РФ: федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.

10.            Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента № 712 от 14 мая 1996 г.

11.            О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов: Указ Президента № 685 от 6 мая 2008 г.

12.            О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами: Указ Президента № 744 от 13 мая 2008 г.

13.            О внесении изменений в правила признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 247 от 07 апреля 2008 г.

14.            О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства № 95 от 20 февраля 2006 г

15.            Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М., 2008.- 59 с.

16.            Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации».- М., 2006.- 69 с.

17.            Байгереев, М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета/ М. Байгереев//Человек и труд. - 2001. - №8. - С. 55-60.

18.            Волгина, Н.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003.- 201 с.

19.            Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.П. Галаганов.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 176 с.

20.            Жуков, В.И. Теория и методика социальной работы/ В.И. Жуков, И.Г. Займышев. - М.: Союз, 1994. - 250 с.

21.            Мачульская, Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- 236 с.

22.            Олейник, А. Институциональная экономика/А. Олейник// Вопросы экономики. №1-12, 1999. С. 125-132.

23.       Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы/ Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова: учебное пособие для ВУЗов, 2001.- 426 с.

24.       Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-368 с.

25.       Селезнев, А.З. Ограничения экономического роста в России/А.З. Селезнев// Проблемы прогнозирования. - 2002. - №6. С. 29-43.

26.       Холостова, Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова : Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.

27.       Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика/ Л.И. Якобсон. - М.: ВШЭ, 2000.- 450 с.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты