Социальное назначение и функции права

Социология права может оказать помощь законодателю, предложив свои способы выявления правообразующих интересов в ходе специальных эмпирических исследований. Основные направления эмпирических исследований по определению пространства правообразующего интереса (т.е. направления работы по обеспечению социальной обусловленности законодательства):

1)изучение складывающихся на практике фактических социальных норм и их оценка с точки зрения права;

2)изучение общественного мнения по вопросам правового регулирования;

3)выявление мнения экспертов.

В современных условиях наибольший интерес представляет такое направление исследований правообразующего интереса, которое связано с изучением складывающихся на практике социальных норм. Ведь такого рода норма всегда предполагает увязку задействованных в данной сфере социальных интересов.

Социальные нормы — это правила поведения людей, возникающие на практике в процессе повторения стихийно складывающихся форм и способов поведения. Система норм, функционирующих в обществе (соционормативная система), включает в себя моральные, правовые, политические, религиозные, эстетические нормы, нормы моды, этикета, нормы-обыкновения, корпоративные нормы (нормы, принимаемые корпорациями, общественными объединениями и иными аналогичными структурами) и т.д.

Для социологии права интерес представляют прежде всего те формирующиеся в процессе реальной жизни социальные нормы, которые по своей природе и регулятивным свойствам носят правовой характер (т.е. соответствуют требованиям принципа формального равенства), но пока еще в силу тех или иных причин не санкционированы законодателем и не облечены в форму закона. Это особенно характерно для обществ с формирующейся или обновляющейся правовой системой, в том числе для обществ, которые, как и современная Россия, переживают период перехода от одной системы общественного устройства к другой. В обществах такого типа идет интенсивный процесс нормообразования, восполняющий существующие пробелы в законодательном регулировании. И законодатель зачастую не поспевает за этим процессом. В подобных условиях особенно важно отслеживать процессы нормативной саморегуляции общества с тем, чтобы вовремя информировать законодателя о значимых с точки зрения права социальных нормах, стихийно складывающихся на практике.

Когда говорят о социальных нормах, значимых с точки зрения права, имеются в виду не только правовые по своей природе нормы, но и нормы, имеющие антиправовой характер. Неверно думать, будто все социальные нормы, возникающие в результате саморегуляции общества, всегда закрепляют полезные и необходимые формы человеческой деятельности. Например, за последние годы в российском обществе сформировался целый комплекс норм и отношений своеобразной криминальной "юстиции", занимающейся (естественно, за соответствующую плату) "разборкой" дел криминального, а нередко и некриминального характера. Очевидно, что подобные способы подпольного "правосудия" носят явно антиправовой характер и подлежат искоренению.

Социология права может существенно помочь законодателю, если будет своевременно отслеживать стихийные процессы нормообразования и оценивать складывающиеся нормы с точки зрения права, выделяя в них правовые, антиправовые или нейтральные по отношению к праву нормы. Юридико-социологические данные о соответствующих нормах (прежде всего, конечно, о правовых и антиправовых) имеют существенное значение для совершенствования законодательства. Так, данные о формирующихся и действующих антиправовых нормах позволяют законодателю установить надлежащие правовые нормы (например, запретительного и карательного характера), направленные на пресечение и преодоление соответствующих негативных явлений.

Не менее важна для законодателя и юридико-социологическая информация о формирующихся и действующих нормах правового характера. Наличие в сфере правовой регуляции соответствующих фактически действующих норм правового характера свидетельствует о том, что различные социальные интересы, обусловившие их появление, сумели прийти к правовому компромиссу и очертить пространство правообразующего интереса. Такие нормы имеют правовую природу и нуждаются в законодательном закреплении.

В ситуации переходного периода, когда правовые запреты, объективно необходимые для нормального функционирования той или иной сферы, еще не установлены, открываются широкие возможности для формирования отношений, имеющих общественно вредный характер. Выявить такие отношения, причины их зарождения, механизмы их функционирования и помочь законодателю выработать надлежащие правовые запреты — одна из важных задач социологии права в современный период.

Социальные функции и социальный механизм действия права

Когда мы говорим о праве в системе его социальных связей, то различаем, с одной стороны, социальные предпосылки формирования права и связанную с этим проблему социальной обусловленности законодательства, а с другой — социальные последствия действия права и проблему эффективности законодательства. В первом случае речь идет о социальных факторах, влияющих на формирование и развитие права, во втором — само право рассматривается как фактор, влияющий на общественные отношения. Между этими пластами социальной реальности, составляющими объект исследований социологии права, находится обширный комплекс социально-правовой проблематики, в рамках которой право как фактор общественной жизни может быть рассмотрено в его взаимодействии с другими социальными факторами. Эту сферу исследований социологии права составляет проблематика социальных Функций права (включая интегративную функцию права, Функцию социализации и функцию социального контроля) и социального механизма действия права.

Интегративная функция права

По своим социальным, национальным, политическим, идеологическим и т.д. характеристикам общество разнородно. Это разнообразие является источником общественного развития и в то же время — источником неизбежных для всякого развития конфликтов. Для нормального общественного развития необходимо, чтобы конфликты не приобретали разрушительного для социальной системы характера. Данной задаче и подчинена интегративная функция права, направленная на интеграцию социума путем удержания его от чреватых распадом конфликтов и потрясений. Она нацелена на достижение объединяющего общество социального согласия через разрешение социальных конфликтов в рамках всеобщей правовой формы.

Право — это важнейший инструмент обеспечения единства общества. Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоборствующих друг с другом субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и в государстве.

Важно иметь в виду, что социальное единство на основе права — это единство различий, а не их отрицание или нивелировка. Право интегрирует общество, не унифицируя его. Ведь интеграция общества может быть достигнута различными способами, в том числе и силовым путем, характерным для обществ авторитарного и тоталитарного типа. Примером в данном случае является унификация в социалистическом обществе. Причем для нашей страны характерна была не только идеологическая и социальная, но и национально-этническая унификация, когда политика государства была направлена на формирование так называемой единой общности "советский народ", в рамках которой зачастую игнорировались национально-этнические различия. В отличие от этого правовая интеграция осуществляется не путем подавления различий и навязывания обществу сверху чьей-то политической воли, а посредством взаимоувязки многообразных интересов различных социальных субъектов, которые находят в праве свою защиту.

Право, конечно, — не единственный фактор социальной интеграции. Общество удерживается в рамках единой системной целостности благодаря взаимодействию сложного комплекса ценностных, нормативных и иных регуляторов — права, нравственности, религии, культуры, моды, нормативов делового общения и т.п.

Под влиянием интеграционного воздействия различных регуляторов у членов общества формируются установки на следование групповым стереотипам, стремление оправдывать социальные ожидания, улучшать свой социальный статус путем достижения общепризнанных, как правило, нормативно зафиксированных целей.

Благодаря своей общезначимости и общеобязательности право занимает особое место в этой системе социальных регуляторов. В данной связи современный американский социолог права Л. Мейхью говорит о том, что право стимулирует процесс социальной интеграции, с одной стороны, путем адекватного истолкования смысла основных социальных ценностей, а с другой — с помощью репрессивных механизмов, которые имеются в распоряжении различных правоприменительных органов (суда, прокуратуры, полиции и т.д.).

Функция социализации

С интегративной функцией права тесно связана функция социализации. Как заметил в данной связи Т. Пар-сонс в своей работе "Экономика и общество", интергративная функция права заключается также и в том, что право, не ограничиваясь ролью нормативного регулятора, активно вторгается в социальную сферу, склоняя социальные группы, общество в целом к определенным формам поведения и к взаимодействию друг с другом, вызывая у них определенные связи с обществом. Тем самым право обеспечивает включенность индивидов и групп в единую систему социальной организации. Этот процесс включения индивида в социальную жизнь, в ходе и результате которого человек (как существо изначально во многом биологическое) учится быть частью общества, и называется социализацией.

Таким образом, социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Термин "социализация" принадлежит французскому социологу Э. Дюркгейму. Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему общепринятых норм, в ее современном виде разработана в трудах американского социолога Т. Парсонса. Социализация, по Т. Парсонсу, — это не просто процесс наращивания социально значимой информации, а ее интернализация — т.е. внутреннее усвоение, восприятие в качестве своего ценностного и поведенческого императива.

В последние годы при анализе проблем социализации все чаще высказывается мнение о том, что успешная социализация предполагает не просто усвоение индивидом образцов социального поведения и их интернализацию, но также и умение противопоставить им свои собственные ценности и нормы, если они явились результатом творческого осмысления человеком более высоких по отношению к массовой культуре моделей поведения. В процессе такой социализации происходит не просто усвоение и некритичное принятие индивидом норм и ценностей общества, но и их творческое развитие. Подобное понимание сущности социализации выросло как из опыта стран, прошедших через эпоху тоталитаризма, так и из отторжения и протеста против норм и ценностей массовой культуры потребительского общества. В этом плане существенную роль играет нонконформистская социализация отдельных выдающихся личностей (таких, например, как А. И. Солженицын или А. Д. Сахаров), которая не дает обществу надолго впасть в состояние социальной деградации.

Социализированная личность формируется в процессе воспитания человека еще в самом раннем детстве и его последующего обучения и самообучения правилам социального общежития.

В рамках этого общего процесса социализации индивида можно выделить отдельно правовое воспитание как процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения. Задача правового воспитания — превращение правовых ценностей и норм из внешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, свидетельствующие об уважении к праву. Наиболее развитой формой правового воспитания является самовоспитание личности, ее самосовершенствование в познании права и в выработке осознанного уважительного отношения к правовым принципам, ценностям и нормам. В процессе правовой социализации личности происходит формирование и развитие ее правосознания (знания права и отношения к праву).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты