Несостоятелен также довод о том, что дочь Романовой нуждается не в автотранспорте, а в мотоколяске т.к. спецавтотранспорт ей положен по п.5 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а мотоколяска назначена на основании письма Минсоцзащиты от 29.05.87 №1-61-11, которое с момента введения в действие Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" может применяться только в части не противоречащей этому закону. По этой же причине суд считает необоснованным довод ответчика о том, что Романовой не положен автотранспорт в соответствии с Постановлением Правительства от 3.08.92г. №544 т. к. согласно указанной норме закона дети-инвалиды обеспечиваются автотранспортом с правом управления родителями.
Довод ответчиков о том, что в иске должно быть отказано в связи с отсутствием установленного порядка предоставления инвалидам компенсаций транспортных расходов (что предусмотрено п.9 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") является несостоятельным, поскольку закон обладает прямым действием и вступил в законную силу с 1.01.97 года, за исключением статей сроки введения которых особо оговорены (ст.35 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Кроме того, статьей 36 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительству предписано привести свои правовые акты в соответствие с данным законом. Однако, судом установлено, что в настоящее время отсутствует акт Правительства о порядке и размерах вышеуказанных компенсаций. Исходя из того, что в соответствии с ст.18 Конституции Российской Федерации права человека являются непосредственно действующими суд считает, что требования Романовой должны быть удовлетворены с привлечением в порядке ст.10 (абзац 4) Гражданского процессуального кодекса РСФСР по аналогии правовых актов о выплате аналогичных компенсаций другим категориям инвалидов, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.99г. №1254, а также Распоряжения Главы Администрации Владимирской области от 28.09.95г. № 1120-Р. Аналогия применяется следующим образом: 1. компенсация Романовой назначается с момента ее обращения в органы соцзащиты для обеспечения спецавтотранспортом или соответствующей компенсацией, т. е. С 1.07.97г.; 2. Размер компенсации определяется исходя из размера такой же компенсации для инвалидов Великой Отечественной Войны то есть в 1997г. из расчета 14 минимальных пенсий в год (указанное распоряжение) в третьем квартале – 69руб.58коп.*3.5= 243руб. 53коп. в четвертом квартале – 76руб.53коп.*3.5=267 руб. 86коп.; в 1998 из такого же расчета 84руб.19коп.*14=1179 руб.; в 1999г. согласно указанному постановлению 835 руб.; за три квартала 2000 г. из расчета 835руб. в год – 626 руб. 25коп. Общая сумма составляет 3 151рубль 64 копейки. Данные расчетов подтверждаются расчетом представленным Департаментом социальной защиты населения .
Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что в иске должно быть отказано на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2000" судом не принимается т.к. в подобном толковании эти документы ограничивают права граждан на получение социальных пособий и противоречат ст. ст. 2, 18, 55 Конституции Российской Федерации.
Поскольку в соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РСФСР права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних защищают их родители суд считает компенсацию подлежащей взысканию в пользу Романовой Любовь Вениаминовны так как она является законным представителем своей дочери Романовой Лидии Сергеевны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 191 – 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд решил:
1. исковые требования Романовой Любовь Вениаминовны удовлетворить частично;
2. взыскать с Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Романовой Любовь Вениаминовны в качестве компенсации транспортных расходов её несовершеннолетней дочери – инвалида за период с 1.07.1997 по 19.10.2000 3 151 рубль 64 копейки.
3. в удовлетворении иска к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области и Главному финансовому управлению Администрации Владимирской области отказать.
4. расходы по госпошлине отнести на счет государства.
Анализ практики показывает, что в основном споры указанной категории разрешаются правильно. Выносимые решения в основном отвечают требованиям ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно применяют нормы материального права, но также необходимо отметить, что некоторые ошибки допускаются из года в год, что свидетельствует о том, что судьи невнимательно следят за сложившейся судебной практикой. Не всегда правильно определяется предмет доказывания, не в полном объеме устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Допускаются ошибки и при применении и толковании норм материального права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели и задачи поставленные в моей курсовой работе были полностью достигнуты и исследованы.
Из всего изложенного в моей курсовой можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Для более эффективной работы органов социального обслуживания необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2.Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации » от 10.12.1995 г. № 195
3.Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» от 2.08.1995 г. № 122
4.Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181
5.Федеральный Закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138
7. Азрилияна А.Н. «Новый юридический словарь»: 2008г.
8.Батяев А.А. «Комментарий к Федеральному Закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»»: 2006г.
9.Беляев В.П. «Право социального обеспечения»: 2005г.
10.Буянова М.О. «Право социального обеспечения России»: 2008г.
11.Волосов М. Е «Большой юридический словарь»: ИНФРА-М, 2007г.
12.Долженкова Г.Д. «Право социального обеспечения»: Юрайт-Издат, 2007г.
13.Кошелев Н.С. «Социальное обслуживание и права населения»: 2010г.
14.Кузнецова О.В. «Социальная защита инвалидов»: права, льготы, компенсации: Эксмо, 2010г.
15.Никонов Д.А. «Право социального обеспечения»: 2005г.
16.Сулейманова Г.В. «Право социального обеспечения»: Феникс, 2005г.
17.Ткач М.И. «Популярный юридический энциклопедический словарь»: Феникс, 2008г.
18.Харитонова С.В. «Право социального обеспечения»: 2006г.
19. СПС «Гарант»
20. СПС «Консультант плюс»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Тарифы гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в отделениях социального обслуживания на дому, специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому в государственной системе социальных служб Омской области
№ |
Наименование услуги |
Единица измерения |
Стоимость, руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Покупка и доставка продуктов питания клиенту на дом |
1 раз |
33,73 |
|
2 |
Покупка и доставка промышленных товаров первой необходимости |
1 раз |
15,09 |
|
3 |
Содействие в организации ремонта жилых помещений |
1 раз |
40,83 |
|
4 |
Доставка воды клиентам, проживающим в жилых помещениях без водоснабжения |
1 раз |
16,86 |
|
5 |
Растопка печи |
1 раз |
16,86 |
|
6 |
Оказание помощи в обеспечении топливом клиентам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления, газоснабжения |
1 раз |
40,83 |
|
7 |
Уборка снега клиентам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях |
1 раз |
15,98 |
|
8 |
Осуществление оплаты жилья, коммунальных услуг, услуг связи за счет средств клиента |
1 раз |
17,75 |
|
9 |
Оказание помощи в приготовлении пищи |
1 раз |
7,99 |
|
10 |
Сдача вещей в прачечную, химчистку, ателье (ремонтную мастерскую) и обратная их доставка |
1 раз |
10,65 |
|
11 |
Уборка жилого помещения клиента |
1 раз |
19,53 |
|
12 |
Оказание помощи в написании и прочтении писем, телеграмм, их отправка и получение |
1 раз |
2,66 |
|
13 |
Оформление подписки на периодические издания и их доставка |
1 раз |
10,65 |
|
14 |
Оказание помощи в оформлении документов для принятия на стационарное социальное обслуживание |
1 раз |
68,34 |
|
15 |
Оформление документов, необходимых для погребения, осуществление заказа ритуальных услуг (при отсутствии у умершего клиента супруга (и), близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников или их отказе исполнить волеизъявление умершего о погребении) |
1 раз |
68,34 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
16 |
Оказание помощи клиенту по организации предоставления услуг организациями коммунально-бытового обслуживания, связи и другими организациями, оказывающими услуги населению, расположенными по месту жительства клиента |
1 раз |
19,53 |
|
17 |
Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг для клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому: |
|
|
|
обтирание и обмывание |
1 раз |
15,98 |
||
стрижка ногтей на руках и ногах |
1 раз |
14,20 |
||
причесывание |
1 раз |
3,55 |
||
гигиена лица после приема пищи |
1 раз |
5,33 |
||
смена нательного белья |
1 раз |
8,88 |
||
смена постельного белья |
1 раз |
11,54 |
||
поднос и вынос судна |
1 раз |
7,99 |
||
обработка катетеров |
1 раз |
14,20 |
||
18 |
Наблюдение за состоянием здоровья клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому: |
|
|
|
измерение температуры тела |
1 раз |
7,10 |
||
измерение артериального давления, пульса |
1 раз |
7,99 |
||
19 |
Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур для клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дома: |
|
|
|
подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов |
1 раз |
11,54 |
||
наложение компрессов |
1 раз |
10,65 |
||
закапывание капель |
1 раз |
5,33 |
||
втирание мази |
1 раз |
12,43 |
||
ингаляции |
1 раз |
12,43 |
||
введение суппозиториев |
1 раз |
7,99 |
||
перевязка |
1 раз |
15,09 |
||
профилактика и обработка пролежней, раневых поверхностей |
1 раз |
10,65 |
||
выполнение очистительных клизм |
1 раз |
20,41 |
||
оказание помощи в пользовании катетерами и другими изделиями медицинского назначения |
1 раз |
15,09 |
||
20 |
Проведение санитарно-просветительской работы для решения вопросов возрастной адаптации |
1 раз |
17,75 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
21 |
Сопровождение клиента в лечебно-профилактические учреждения, содействие в его госпитализации |
1 раз |
28,40 |
|
22 |
Оказание содействия в прохождении медико-социальной экспертизы |
1 раз |
68,34 |
|
23 |
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по заключению врачей |
1 раз |
17,75 |
|
24 |
Посещение клиента в стационарных учреждениях здравоохранения |
1 раз |
19,53 |
|
25 |
Кормление клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому, утратившего способность к передвижению |
1 раз |
26,63 |
|
26 |
Социально-психологическое консультирование |
1 раз |
26,63 |
|
27 |
Оказание психологической помощи |
1 раз |
26,63 |
|
28 |
Оказание содействия в реализации права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки |
1 раз |
43,49 |
|
29 |
Консультирование по правовым вопросам |
1 раз |
26,63 |
|
30 |
Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством |
1 раз |
19,53 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Органы социального обслуживания
[1] Волосов М. Е Большой юридический словарь: ИНФРА-М, 2007г.
[2] Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: Омега-Л 2010г.
[3] Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 2.08.1995 г. № 122
[4] Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации” от 2.08.1995 г. № 122
[5] Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации” от 2.08.1995 г. № 122
[6] Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации” от 2.08.1995 г. № 122
[7] Федеральный Закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 2.08.1995 г. № 122