- организация рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и показанных режимов обслуживания.
2. Порядок определения и обслуживания в них проживающих
В дома-интернаты принимаются одинокие граждане, достигшие мужчины 60 лет, женщины – 55 лет и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, в дома для инвалидов только инвалиды 1 и 2 групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющих трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, либо чьи родственники проживают за пределами Республики Беларусь. Принимаются и на платное содержание. Деньги вносятся в дом-интернат. Прием в дома-интернаты производится по путевке управления социальной защиты и на основании заявления о приеме в дом-интернат, медицинской карты, оформляемых райгоротделами социальной защиты и лечебно-профилактическим учреждением, справки МРЭК (для мужчин моложе 60 лет, женщин 55 лет).
При наличии свободных мест в домах-интернатах, престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. В доме-интернате могут открываться отделения дневного, недельного содержания престарелых и инвалидов, платное отделение. Контроль за качеством медобслуживания осуществляют органы социальной защиты и здравоохранения.
На каждого поступившего заводится личное дело, в котором хранятся путевка, заявление, пенсионное удостоверение, справка МРЭК, медицинская карта. Паспорт хранится в канцелярии и выдается по первому требованию проживающего.
В соответствии со ст.143 КоБС администрация дома-интерната в необходимых случаях выполняет обязанности опекунов и попечителей в отношении проживающих и нуждающихся в этом.
Проживающие размещаются по отделениям и комнатам. Им выплачивается пенсия в размере предусмотренном ст.84 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» - 10% назначенной пенсии, но не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц, а инвалидам Отечественной войны и участникам Отечественной войны – 25% назначенной пенсии и не менее 20% минимальной пенсии по возрасту.
Проживающие могут пользоваться своими вещами (приемники, телевизоры и др.). В домах-интернатах организуется трудовая терапия.
За работу в мастерских и на подсобном хозяйстве проживающим выплачивается 100% стоимости выполненных работ.
Они могут работать в доме-интернате с неполным рабочим днем. Могут предоставляться платные услуги (уход за лежачим индивидуально и др.) за счет собственных средств или других (благотворительных).
Проживающим разрешается временное выбытие из дома-интерната по их желанию до 3 месяцев в году. Если проживающий выбыл из дома-интерната на срок свыше месяца, назначенная ему пенсия сохраняется полностью.
Проживающие, не вернувшиеся без уважительных причин в течение 2-х недель – подлежат снятию с государственного обеспечения.
При установлении проживающему 3 группы инвалидности, за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка и за нарушение общественного порядка, проживающие отчисляются из дома-интерната, независимо от наличия жилой площади и средств к существованию.
При выписке, проживающим выдается закрепленная одежда, обувь, белье по сезону, личные вещи и ценности.
В случае смерти проживающего, если его погребение производит дом-интернат, то пособие на погребение родственникам не выплачивается. Если желают родственники хоронить, то им выдается справка о смерти и погребальная одежда с обувью. Остальные расходы несут родственники.
Прием в интернат ветеранов войны и труда производится по путевкам Министерства труда и социальной защиты, которые выдаются на основании следующих документов:
- заявления о приеме в интернат;
- медицинской карты;
- акта обследования материально-бытового положения;
- ходатайства отдела социальной защиты рай (гор) исполкома;
- справки о размере получаемой пенсии с установленными надбавками.
Условия приема, содержания и выписки из специального дома-интерната отличаются от общих условий. В эти дома помещаются потерявшие социальные связи инвалиды 1 и 2 групп, престарелые граждане (мужчины старше 60 лет, женщины – 55) из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми установлен превентивный надзор, направляемых из приемников-распределителей, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Направление производится с их согласия на основании заключения медицинской комиссии о том, что они нуждаются в постороннем уходе, при отсутствии трудоспособных родственников, обязанных их содержать.
В специальные дома могут направляться лица, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа, допускающие нарушения общественного порядка, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка, к которым неоднократно принимались меры административного и общественного воздействия, с учетом мнения трудовых коллективов дома и проживающих в них престарелых граждан и инвалидов.
Прием производится по путевке управления социальной защиты облисполкомов на основании представления местных исполнительных и распорядительных органов.
Временное выбытие допускается по личным мотивам с согласия директора дома-интерната на срок не более 1 месяца с учетом заключения врача, органов внутренних дел (при выбытии лиц, над которыми установлен превентивный надзор).
Выписка из дома-интерната производится по заявлению престарелого, инвалида с разрешения управления труда и социальной защиты, при наличии жилой площади, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут и согласны его содержать, в случае установления инвалиду 1 и 2 групп при очередном освидетельствовании – третьей группы инвалидности.
3. Социальные службы, структура и порядок их работы
Порядок предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам полустационарного и срочного социального обслуживания, а также социальной помощи на дому регулируется Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социальной защиты от 24 августа 1999 г. № 73.
Структурными подразделениями Центра являются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания и срочного социального обслуживания. Они создаются и действуют на основании Положения об отделении социальной помощи на дому (утверждено Министерством социальной защиты 01.08.94 г.).
В соответствии с названными положениями на территории района, города, городского поселка, села создается одно отделение социального обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.
Основные направления деятельности центра и отделения это:
- выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
- оказание социально-бытовой помощи пенсионерам и инвалидам на дому;
- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
- организация сбора и хранения одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- организация работы по оказанию материальной помощи;
- содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;
- организация социального бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов предприятиями торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, учреждениями здравоохранения, нотариальными учреждениями, шефствующими предприятиями…
- установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные;
- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения вопросов;
- участие в обследовании жилищно-бытовых условий жизни граждан, нуждающихся в уходе;
- проведение организационной работы по их оформлению на надомное обслуживание…
Отделение осуществляет выполнение следующих услуг:
- доставку на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
- оплата за жилую площадь, коммунальные и другие услуги;
- сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт, сдача стеклотары;
- содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях, вызов врача на дом, сопровождение в необходимых случаях больного в поликлинику;
- оформление заказов на доставку угля, дров, растопка печей, доставка воды;
- заготовка овощей на зиму;
- содействие в организации ремонта жилья, уборки квартиры, обработки приусадебного участка, заготовке кормов;
- помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене, приватизации жилья, помещении в стационарные учреждения органов социального обеспечения;
- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
Социально-бытовое обслуживание граждан на дому производится как бесплатно, так и за плату. Социально-бытовые услуги на дому бесплатно предоставляются:
- одиноким престарелым гражданам, достигших возраста (женщины 55, мужчины 60 лет);
- инвалиды 1 и 2 групп;
- престарелым гражданам и инвалидам, не имеющим трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, в населенном пункте проживания, в городах, имеющих районное деление, в районе проживания.
Частично надомные услуги оплачивают престарелые граждане и инвалиды, имеющие родственников, обязанных по закону их содержать, и проживающие с ними в одном населенном пункте, в одном районе города, имеющем районное деление.
Оплата за надомное обслуживание взимается в размере 25% минимального размера пенсии.
Оплата надомных услуг в полном объеме взимается с престарелых граждан и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и со всех категорий граждан при оказании социально-бытовых услуг, не входящих в перечень, предусмотренных настоящим положением.
Плата на надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социально-бытовых услуг, утвержденному в установленном порядке.
Зачисление на обслуживание осуществляется на основании:
- личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
- документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;
- акта материально-бытового положения граждан;
- удостоверения, справки, свидетельства или другого документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
- справки с места жительства о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
- справки о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Документы могут быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.
Противопоказанием к зачислению на обслуживание является наличие у этих граждан психического заболевания, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Лица, принимаемые на надомное обслуживание за плату заключают с отделением договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, порядок и размер оплаты за них. Договор может заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными по закону его содержать, или с каждым из них при оплате на долевых условиях и с трудовыми коллективами, оплачивающими обслуживание.
Денежные средства зачисляются на расчетный счет отделения и направляются на текущее содержание и развитие отделения.
По ходатайству местных исполнительных органов в порядке исключения отдельные граждане, подлежащие платному обслуживанию, могут быть взяты на надомное обслуживание бесплатно, если родственники по каким-либо причинам не могут их обслужить и не имеют достаточных средств для оплаты надомных услуг.
Снятие с обслуживания пенсионера или инвалида производится по их личному заявлению.
Снятие с обслуживания может быть произведено без заявления в случае:
- выявления медицинских противопоказаний;
- скрытия факта проживания в одном населенном пункте трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону;
- нарушение договорных условий оплаты за обслуживание;
- антиобщественного поведения обслуживаемого лица;
- смерти престарелого или инвалида.
Решение о снятии может быть обжаловано в районный отдел социальной защиты, в рай(гор) исполком или в суд.
Обслуживание осуществляется социальными работниками, состоящими в штате отделения. Могут привлекаться рабочие и служащие в порядке совместительства, на условиях неполного рабочего времени, пенсионеры, женщины, занятые в домашнем хозяйстве, студенты с оплатой данной работы пропорционально должностному окладу и установленной нагрузке социального работника. Должности вводятся из расчета обслуживания одним работником 8-10 пенсионеров и инвалидов, проживающих в городе, 4-8 – в сельской местности или в городском частном секторе. Обслуживание на дому производится не реже 2 раз в неделю.
Социальным работникам выдаются удостоверения, предоставляющие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, связи и т.д. Социальные работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью, инвентарем. Вместо специальной одежды может выплачиваться ежегодно компенсация. Производится оплата расходов по проезду.
Отделение социальной помощи создается и ликвидируется решением соответствующего исполкома.
4. Трудоустройство инвалидов
Под трудовым устройством инвалида понимается осуществление комплекса организационно-правовых мер помощи лицам, частично утратившим трудоспособность, в устройстве на работу, оказываемом уполномоченными на это государственными органами и общественными организациями.
Действующее законодательство обязывает нанимателей предприятий, учреждений, организаций, колхозов, совхозов обеспечивать работой в соответствии с трудовыми рекомендациями МРЭК, рабочих и служащих, колхозников, получивших инвалидность во время работы на этих предприятиях, а также тех инвалидов, которые в порядке трудоустройства направляются к ним отделами по труду и социальной защиты и центрами занятости населения.
Трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов – слепых и глухих осуществляют Белорусское общество слепых (БелОС) и Белорусское общество глухих (БелОГ).
Законодательство о труде предусматривает для инвалидов сокращенный рабочий день, неполную рабочую неделю, другие льготные условия труда. Этому вопросу посвящена глава 21 Трудового кодекса Республики Беларусь «Особенности регулирования труда инвалидов».
В законе Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 № 418-З) записано в статье 23 – трудоустройство инвалидов обеспечивается государственной службой занятости и обществами инвалидов. Направление отделов по трудоустройству о приеме на работу инвалидов на специально созданное рабочее место или бронируемое обязательно для предприятий, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Предусматривается бронирование рабочих мест не менее 5% от численности работающих на предприятии (если число работающих не менее 20 человек).
В случае несоздания нового рабочего места для потерявшего трудоспособность и признанного инвалидом на данном предприятии, при его увольнении предприятие должно внести в государственный фонд содействия занятости взнос равный 10-кратной годовой заработной платы данного работника.
Для инвалидов организуется и надомный труд.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов – это комплексная система социальных услуг, адресованных гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу достижения определенного возраста и (или) состояния здоровья. Эти услуги дают им возможность восстановить социальные связи и положение в обществе.
Страницы: 1, 2