Содержание и принципы гражданства РФ

Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве:

- в порядке регистрации;

- признание факта восстановления;

- по ходатайству лица[25].

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России[26].

При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение[27].

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.


§ 2. Прекращение гражданства РФ


В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства[28].

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям:

- в результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

- на основании международного договора (оптация);

- по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства[29].

Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

- если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

- если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа[30].

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.



Глава III. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

 

§ 1. Полномочия Президента в части вопросов гражданства РФ


Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ[31].

Согласно статье 89 Конституции РФ Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища[32]. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком).

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.


§ 2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ


Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ[33].

Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.



Заключение


Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека[34] и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.



Список литературы

 

1.       Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения.

2.       Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года // Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003;

3.       Конституция Российской Федерации. СПб. 2006;

4.       Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986;

5.       Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;

6.       Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003;

7.       Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8;

8.       Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2003.


[1] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 100.

[2] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 14.

[3] Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

[4] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997, С. 103.

[5] Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

[6] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 202.

[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 203.

[8] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 16-17.

[9] Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.

[10] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 209.

[11] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23.

[12] Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

[13] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 23-24.

[14] Маликов М.К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8, С. 21-22.

[15] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 25.

[16] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 212.

[17] Там же. С. 210

[18] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 27-29.

[19] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

[20] Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986, С. 10.

[21] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

[22] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

[23] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

[24] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003, С. 40.

[25] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 218.

[26] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 76.

[27] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.41.

[28] Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 5.

[29] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С.70.

[30] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 75.

[31] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 89.

[32] Конституция Российской Федерации. СПб. 2006, С. 28.

[33] Михалева Н.А. Комментарий к федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М. 2003. С. 93.

[34] Всеобщая декларация прав человека // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М., 1994. С. 6-10.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты